Гены против хромосом

Национальная академия наук и Белгосуниверситет разработали проект государственной программы в области генно-инженерных биотехнологий.
Национальная академия наук и Белгосуниверситет разработали проект государственной программы в области генно-инженерных биотехнологий. "Речь не о развитии клонирования человека (чем, кстати сказать, на сегодняшний день в Беларуси вообще никто не занимается), а об интересах сельского хозяйства и медицины, - говорит директор Института цитологии и генетики НАН академик Николай Картель, - об ускоренном развитии и использовании в республике молекулярно-генетических исследований и генно-инженерных биотехнологий как нового и, на наш взгляд, исключительно эффективного подхода к обеспечению продовольственной, экологической и государственной безопасности страны, здоровья нации. Ее реализация позволила бы уменьшить зависимость от импорта лекарственных препаратов, способствовала бы расширению экспортного потенциала Беларуси".

Это - в общем. Ну а в частности программа рассчитана на 2002 - 2006 годы и предполагает клонирование хозяйственно полезных генов, создание трансгенных растений и микроорганизмов с "откорректированными" генами, разработку и совершенствование ДНК-технологий, использование генной инженерии в производстве новых вакцин, диагностикумов и других лекарственных препаратов. Стоимость программы разработчики оценивают примерно в 8 миллиардов рублей.

Сумма достаточно скромная по сравнению, скажем, с теми, которыми оперируют на родине трансгенных чудес - в США. Там ежегодные затраты на биотехнологию составляют 2 - 3 миллиарда долларов. Германия в минувшем году выделила на новую программу по биотехнологии около 2 миллиардов марок. На фоне бурно развивающихся на Западе генно-инженерных исследований белорусские генетики и биологи все последние годы чувствовали себя не слишком востребованными. Не сказать, впрочем, чтобы совсем уж ничего не делалось. Будучи принятой, программа, с одной стороны, фактически узаконит работы в области физико-химической и молекулярной генетики, которые велись в нескольких научных учреждениях НАН, Минздрава, на вузовских кафедрах; с другой - позволит приобрести современное оборудование, приборы, реактивы и, не исключено, наконец приостановить отток квалифицированных кадров.

Чего можно ожидать от реализации такой программы нам с вами? Появления отечественных трансгенных растений - новых высокопродуктивных сортов пшеницы, томатов, картофеля, крупноплодной клюквы и т.д., устойчивых ко всяким болезням, гербицидам и вредителям; отечественных вакцин (например, против гепатита, гриппа, туберкулеза, ВИЧ-инфекции). По расчетам разработчиков, экономический эффект от внедрения созданных в рамках программы иммуноферментных диагностикумов составит не менее 1,2 миллиона долларов, а применение генно-инженерного препарата для иммуноанализа позволит ежегодно экономить около 750 миллионов долларов.

Звучит очень обнадеживающе. Однако, думаю, не стоит забывать и о другом. При том, что с 1996 по 2000 годы количество сельскохозяйственных площадей, отданных под ГМ-культуры, в мире возросло в 26 раз и составило около 44 миллионов гектаров, а рынок мировой биотехнологической продукции на сегодняшний день составляет ежегодно около 150 миллиардов долларов, отношение к ней крайне неоднозначное. Если в США значительная часть продуктов производится на основе биотехнологий и никого это особо не напрягает, то в Европе не первый год идут баталии по поводу безопасности для человека и окружающей среды "пищи Франкенштейна", как европейская пресса сразу же нарекла генетически модифицированные продукты. В ожидании появления общеевропейского закона, касающегося ГМ-продуктов, некоторые страны приняли внутренние законы, регулирующие, причем достаточно жестко, их распространение. Многие авторитетные западные ученые, активно занимающиеся исследованиями в области генной инженерии, призывают относиться к генам и растениям очень осторожно, ответственно и корректно, а экономические интересы уравновешивать этическими нормами...

Согласитесь, тут есть над чем подумать. И, наверное, реализацию программы логичнее начинать именно с создания серьезной законодательной базы для государственного регулирования безопасности генно-инженерной деятельности. Это, право же, не менее важно, нежели реализация научных идей и возможные экономические выгоды от их внедрения.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter