Генерал, который мечтает стать Маршаллом

Вчера в Багдад прибыл глава временной администрации генерал в отставке Джей Гарнер.
Вчера в Багдад прибыл глава временной администрации генерал в отставке Джей Гарнер. Тот самый Гарнер, которого уже называют "ближневосточным Маршаллом". Надолго ли собираются США обосноваться на иракской земле?

"Нью-Йорк таймс" со ссылкой на высокопоставленные источники в вашингтонской администрации утверждает, что США рассчитывают на длительное пребывание в Ираке.

А между тем глава Иракского национального конгресса Ахмед Чалаби - лидер, "подготовленный" с помощью ЦРУ, которого, по мнению аналитиков, Пентагон хотел бы видеть во главе переходного правительства, - уже высказался за ограничение военного присутствия Соединенных Штатов - пока не состоятся первые демократические выборы. По мнению Чалаби, этот процесс мог бы занять два года.

Однако лозунги "Нет - Америке, да - исламу!" в Ираке звучат все сильнее. В таких условиях ставленник Пентагона, которому предстоит, с одной стороны, сплотить нацию, а с другой - осуществить послевоенное устройство Ирака по американским лекалам, вынужден проявлять чудеса политического лавирования. Тем более что, не имея полной поддержки всей администрации США, Чалаби пока публично отказывается от претензий на политический пост.

Впрочем, можно не сомневаться, что союзники уже определили основные параметры послевоенного развития и не отступят от них. Все политические процессы будут происходить под контролем и при участии коалиционной, в основном американской, стороны, что предполагает нахождение советников при правительстве, контроль над экономическими процессами, пребывание иностранных войск, согласование с Вашингтоном внешней политики.

Это, естественно, не означает утрату суверенитета и независимости Ирака. После нахождения у власти переходного правительства будут проведены выборы и политическая система в основном сформируется по западным стандартам (многопартийность, равновесие всех ветвей власти, демократические выборы и т.д.). Естественно, эта западная модель будет адаптирована к исламским традициям. Так или иначе территориальная целостность Ирака будет сохранена, ибо любой иной вариант развития событий повлечет за собой необратимые последствия для региона.

Что касается правовой системы, то здесь скорее всего будет оставлена смешанная система права, при которой в личной жизни иракцы по-прежнему будут руководствоваться исламом, а в большинстве других отношений все активнее внедрятся европейские правовые традиции (кстати, такая система и существует в ряде стран Востока). А в последние годы в условиях глобализации именно Ближний Восток активнее всех впитал ряд западных достижений, в первую очередь информационных и военных технологий. Так что опасения о несовместимости западной и восточной цивилизаций сильно преувеличены.

Одно несомненно: все те преобразования, которые планируются в Ираке "командой Гарнера", а шире - всем международным сообществом, будут поддержаны большинством иракского народа лишь в том случае, если они стабилизируют ситуацию в стране и существенно поднимут жизненный уровень.

Отсюда вытекает другой, связанный с проблемой политического управления, вопрос: кто будет контролировать колоссальные нефтяные запасы страны и будущие иностранные инвестиции? Будут ли они находиться исключительно в руках американских компаний, как о том в последнее время много пишут и говорят?

На мой взгляд, американцы скорее всего выберут смешанный вариант, при этом к управлению национальными богатствами в значительной мере будут допущены сами иракцы, во всяком случае, наиболее авторитетные представители национальной элиты. Ведь именно так можно обеспечить благосостояние, а значит, и политическую стабильность общества.

Тот же Ахмед Чалаби является не только символом иракской политической оппозиции, но и представителем довольно разветвленного клана. В прессе уже мелькают интервью Фадыля Чалаби, одного из дальних родственников, директора лондонского Центра глобальных энергетических исследований. Промелькнуло сообщение, что крупнейшая британская компания "Бритиш петролеум" продвигает свои интересы в Ираке с помощью двоюродного брата лидера ИНК Иссама аль-Чалаби, бывшего министра нефти Ирака.

Клан Чалаби, возможно, и устраивает США и союзников в том, что касается контроля за нефтяными месторождениями. Вместе с тем восстановление Ирака потребует привлечения значительных ресурсов, и поэтому участие ООН, стран Европейского союза, России в итоге для США и желательно, и необходимо. Надо учитывать и тот факт, что участие ООН, других государств и организаций в послевоенном строительстве Ирака будет также способствовать стабилизации обстановки в регионе в целом и быстрой легитимизации нового правительства страны на международной арене.

Вообще же споры о соперничестве американцев с немцами или англичан с французами или с русскими в послевоенном Ираке бессмысленны. Дело в том, что современные крупные транснациональные компании не имеют национальной принадлежности. Вот почему Жак Ширак и Герхард Шредер, решив за счет антивоенных лозунгов свои внутренние проблемы, идут сегодня на сближение с США. А что касается иракских контрактов... Если раньше контроль над всем Ираком действительно осуществлял Хусейн, то теперь правила бизнеса там будут едины для всех.

И все же США, имеющие после Второй мировой войны богатый опыт в трансформации политического и экономического устройства ряда стран, и наиболее успешный в Западной Германии и Японии, пожалуй, впервые сталкиваются с таким многообразием различных факторов, которые будут воздействовать на ситуацию в завоеванной стране. Готовых рецептов здесь не существует...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter