Где зарыты деньги вкладчиков?

Возмущение вкладчиков, чьи сбережения зависли в банке БелБалтия, справедливо и понятно.
Возмущение вкладчиков, чьи сбережения зависли в банке БелБалтия, справедливо и понятно. Однако их еженедельные походы к зданию Нацбанка или другие публичные акции, увы, не могут приблизить решение проблемы. Слишком запутан клубок финансовых махинаций. Однако это не значит, что соответствующие службы опустили руки.

Сегодня вкладчики БелБалтии ставят два главных вопроса: когда вернут деньги и кто ответит за обман? Естественно, на первом месте для большинства - проблема личных сбережений, а уж потом желание лицезреть справедливое возмездие виновным. Но чтобы вернуть деньги, нужно сначала найти тех, кто их похитил, а это дело далеко не одного дня, а возможно, и месяца. Просто так раздать вкладчикам 18 млн. долларов не в состоянии ни Нацбанк, ни любой другой государственный орган. Для нашей страны это очень весомая сумма. Да и то, что государство обязано отвечать по обязательствам коммерческого банка - тезис далеко не бесспорный. Что, впрочем, не снимает с властей обязанность приложить максимум усилий для решения проблемы. И такая работа ведется.

Следственным управлением Государственного комитета финансовых расследований еще 4 августа прошлого года возбуждено уголовное дело в отношении первого заместителя председателя правления банка БелБалтия Дмитрия Омельяновича. В его действиях усматриваются признаки осуществления предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) с получением дохода в особо крупном размере.

Правда, пока сыщики могут только предполагать, где находится г-н Омельянович. Он покинул страну еще летом, и его розыск продолжается.

Но найти беглеца - это даже не полдела. Главное сегодня - восстановить по звеньям все цепочки, по которым деньги вкладчиков уходили за рубеж, и найти, где они осели.

Пожалуй, основное заблуждение вкладчиков БелБалтии в том, что их деньги якобы большими разовыми платежами ушли на определенные счета за границей и вернуть их - дело техники. На деле все гораздо сложнее. По информации СБ, полученной в ГКФР, пока следствию удалось установить лишь ворота, через которые деньги уходили из БелБалтии. Речь идет о тысячах платежных операций в течение нескольких лет, и по каждой из них специалистам комитета необходимо работать.

Схема увода денег, на первый взгляд, проста. БелБалтия тесно сотрудничал с тремя зарубежными структурами. Это Кэпитал интернэшнл банк, зарегистрированный в островном государстве Науру (оффшорная зона), Объединенный сетевой банк и Национальный товарный банк, зарегистрированные в штате Орегон, США. Все они имели в БелБалтии корреспондентские счета. Задолженность этих структур перед банком сформировалась в результате предоставления им межбанковских кредитов, вложений в межбанковский депозит и работы с различными платежными инструментами. В первых двух случаях деньги просто зачислялись на корсчет, откуда благополучно уходили в неизвестном пока следствию направлении. В последнем - БелБалтия оплачивал, например, дорожные чеки, эмитированные иностранным партнером, а он просто не возмещал эти суммы в безналичном порядке.

В итоге, согласно документальным записям, основными должниками БелБалтии оказались три названные структуры. Однако в ходе следствия выяснилось, что все они на сегодня пустышки. Денег там нет, да и вряд ли могли быть.

По информации, полученной ГКФР из федеральной резервной системы США, Объединенный сетевой банк банковских операций не осуществляет. То есть, он вообще не числится как банк ни в штате Орегон, ни в США. Это предприятие было зарегистрировано гражданином США по поручению третьих лиц как обычная коммерческая структура. А 29 ноября 1999 года власти Орегона ее ликвидировали за неуплату налогов и непредоставление отчетности. Похожая судьба постигла и Национальный товарный банк. Судьба Кэпитал интернэшнл банк сейчас выясняется. Сложности с получением информации о нем обусловлены нахождением в оффшорной зоне. Однако у следствия практически нет сомнений в том, что эта фирма ничуть не лучше своих американских собратьев.

Есть и основания полагать, что фактическими владельцами иностранных партнеров БелБалтии и самого этого банка являются одни и те же люди. Об этом говорит уже то, что, судя по документам, иностранные руководители мнимых банков в некоторых случаях чуть ли не ежедневно подписывали в Беларуси различные документы. В то же время данные паспортно-визовой службы свидетельствуют о том, что эти люди в страну не въезжали. Следовательно, кто-то оформлял документы за них. Только чрезвычайно близкие отношения БелБалтии с иностранными структурами могут объяснить тот факт, что руководство белорусского банка не заметило этой странности.

На сегодня основной фигурант по делу - Дмитрий Омельянович. В его отношении заочно избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Подписка о невыезде взята у председателя правления БелБалтии В.Б.Барсегяна и вице-президента совета банка В.П.Молчана. Однако все внимание общественности и прессы притягивает Омельянович. Но можно ли считать его главным виновником бед БелБалтии и тысяч вкладчиков банка?

Дмитрий Омельянович владеет примерно лишь 10 процентами капитала банка, и было бы наивно полагать, что он единолично, без ведома остальных учредителей несколько лет уводил деньги из БелБалтии через сомнительные структуры. Ведь его коллеги тоже далеко не дети в банковском бизнесе, и, будь они кристально чисты перед законом, не только заметили бы странные денежные манипуляции, но и поставили бы соучредителя на место. Но все шло так, как шло, и на сегодня исчезновение Омельяновича в первую очередь выгодно тем его коллегам, которые остались в стране. Чем дольше продлится его путешествие, тем больше на него можно навешать собак, пытаясь запутать следствие. Хотя в ближайшее время ряды стрелочников могут пополниться. Еще один владелец БелБалтии, г-н Маскевич, похоже, тоже покинул страну в неизвестном пока направлении.

То, что разбежались важные фигуранты по делу, - не вина следствия, а скорее, беда. МВД республики пыталось возбудить уголовное дело еще в июле, когда все владельцы банка были на месте. Увы, не удалось. Да и, по большому счету, о положении дел в БелБалтии стоило бы гораздо раньше проинформировать если не широкую аудиторию, то хотя бы правоохранительные органы. С 1996 года у банка ежегодно временно отзывались как минимум две разные лицензии. После очередного отзыва в октябре прошлого года БелБалтия был поставлен в весьма жесткие рамки. Чтобы рассчитаться с вкладчиками, банк был вынужден возвращать средства из-за рубежа, однако предпочел почти год вести безлицензионную деятельность. Это должно было насторожить. Фактически БелБалтия с октября прошлого года в открытую выстраивал финансовую пирамиду, пытаясь рассчитаться по ранее заключенным договорам за счет новых, уже незаконно привлекаемых вкладов.

Сегодня проблемой БелБалтии занимается специальная государственная комиссия под председательством заместителя руководителя Комитета государственного контроля Аркадия Саликова. Она рассматривает различные варианты решения проблемы. Но, похоже, главная надежда вкладчиков - результаты следствия. Если будет в суде доказана вина фигурантов по делу, если выяснится, куда все-таки ушли деньги, то появится более-менее осязаемый шанс вернуть их владельцам. Правда, не исключено, что даже тогда дело это не окажется беспроблемным.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter