Где ты, душа юная поэтическая, истинный дар божий? Отзовись!

Где ты, Ира Ч.?

Яркая эмоциональная натура, создавшая незабываемые строки, врезавшиеся в память и случайно запечатленные мной еще 10 — 15 лет тому назад со дня сегодняшнего. Где ты, душа юная поэтическая, истинный дар божий? Отзовись! Вот ее запомнившееся из давних дней стихотворение.


— Хочешь?

Сердце положу

На твою ладонь.

— Хочешь?

Руку обожгу,

Ведь оно — огонь.

И не студи его,

Не холоди.

А не выдержит ладонь?

— Уходи!

Да, это далеко не литературные реминисценции, отзвуки школьного прочтения романа «Сердце на ладони» И.Шамякина. Подобное не выстрадав не сочинишь. А.Герцен писал: «Стихом легче рассказать то, чего нельзя уловить прозой... Едва очерченная и незаметная форма, едва услышанный звук, не совсем пробудившееся чувство, еще не мысль... В прозе просто не хватит совести повторять этот «лепет сердца и шепот фантазии...».

Как бы хотелось, чтобы этот «диаментик» не затерялся, отозвался, поразил бы еще и еще не единожды своего благодарного читателя новым творческим всплеском.

Отзовись, Ира Ч.!

Четырко, Чернышова, Чигринова, Чарушина, Чашникова?..

Приемная комиссия ОО СПБ, если пожелаешь, ждет тебя.


Поэт одной строки

Есть любители словесности, оставшиеся «в памяти людской не сборником стихов и не томами прозы», а всего одной–единственной строкой. «Как хороши, как свежи были розы». Это Иван Петрович Мятлев. Поэт одной строки, неназванный, он смело и непринужденно прошел через всю русскую классическую литературу. «Где–то, когда–то, давным–давно тому назад я прочел одно стихотворение. Оно вскоре позабылось мною... Но первый стих остался у меня в памяти:

«Как хороши, как свежи были розы...»

Так писал И.С.Тургенев, создавая свой одноименный прозаический шедевр из цикла «Стихотворения в прозе». Одно время строчку И.П.Мятлева даже приписывали И.С.Тургеневу, что давало возможность шутить, что великий Тургенев сберег память о забытом авторе. Порадуемся за Ивана Петровича Мятлева, чья строка переплавилась в художественную картину бесценной и вечно новой, обновляющейся жизни. Шедевр рождает шедевр. Ищите свою строку. Живет строка и поныне.


Поэзия — это поступок

Целый ряд непреложных требований предъявляет сегодня приемная комиссия при вступлении в Союз писателей Беларуси, стремясь к объективной оценке поэтического самовыявления авторов, исходя из классического определения «дедушки поэзии» М.В.Ломоносова, что «поэзия есть возвышенное сочетание благородных слов». Радуешься, когда встречаешь подобное неповторимое «сочетание слов», ибо, чего греха таить, мы как–то очень уж скоро отвыкаем от них, чаще натыкаясь на употребление слова случайного, «корявого», «низкой», просторечной лексики. В писательском деле важна прежде всего мысль — желательно ярко выраженная и четкая, художественность — рисунок, картинка, дарующие эстетическое наслаждение и мелодичность. Определенно надо сказать, что поэтическая стезя сегодня во многом по целине прокладывается довольно–таки интересными молодыми авторами со своим мироощущением, отличным от того, к которому мы, может быть, привыкли. Остановимся лишь на некоторых. Основательная и емкая мысль закодирована в стихотворении Натальи Игнатенко «Аквамарин», которое дало название всему поэтическому сборнику. На выставке в Вене внимание автора привлек драгоценный камень аквамарин в необыкновенном обрамлении. Лирическая героиня снова и снова возвращается к артефакту, стараясь запомнить, сохранить в своей памяти глубину отражения Вселенной в камне, олицетворяющем собой семейный очаг, покой и счастье. Знак отражения справедливости и истины. Камень красоты и стабильности. И, расставаясь, героине все еще кажется, что и камень «запомнил» ее и ждет. Подтекст стиха понятен и прозрачен, как и само это чудо, сотворенное природой. Наталья Игнатенко — автор более десяти книг для детей и сборников поэзии, вышедших в разных издательствах, по специальности она преподаватель начальных классов и музыки.

В 14 лет (не видите ли вы в этом символический смысл: все те же 14 лет) в издательстве «Четыре четверти» вышел первый поэтический сборник «Льется свет в мое окно» молодой поэтессы Екатерины Моссэ. Победитель конкурсов у нас в стране и за рубежом, сегодня она принята в ОО «Союз писателей Беларуси». Ей 17 лет. Но у нее сформировался свой стиль в поэзии, серьезное отношение к развитию своего таланта, наряду с традиционной поэзией в новых стихотворных книгах используются уже новаторские подходы, поэтический хай–тек, иногда стихи необходимо даже «расшифровывать», используя иную терминологию.


Лирика — та же наука

Серьезно заявили о себе в литературе многие поэты и прозаики, к примеру, Рыгор Бабченок с Гомельщины, Владимир Рунцевич из Минской области, молодые голоса Минска Яна Явич, Алена Баскирская, Анна Чумакова, Ирина Тулупава, Денис Мартинович, Рагнед Малаховский, Маргарита Латышкевич, Татьяна Матюхина, Дарья Лесава, Ольга Злотникова. Лирическое стихотворение — это всегда «волевой акт», поступок, социальный и личный шаг.

Стихи этих поэтов эмоциональные, рождены несомненным вдохновением, порой пиитическим восторгом. В глубинке на Брестском Полесье в одной из школ преподает иностранный язык начинающая поэтесса Елена Попко. Как интересного и неординарного автора ее открыл поэтический конкурс «Богданович», проводимый Союзом писателей Беларуси. Полезное дело, оказывается, такие конкурсы. Стихи еще совсем юной поэтессы–песчинки в мире бытия. Но она уже стремится жить напряженнейшей жизнью, понять реальность усилием разума и духа. «...А мы ўсе палiм свечкi ў цiшынi/ Грамнiчныя — у пошуках надзеi»./«Каго паклiчу ў госцi да сябе/Каго ў дарогу — далячынь збiраю»/...«Пачуць бы роднага цябе/ У працягласцi маўчання»/.

Массовый приток в литературу молодых и пожилых творцов, надеемся, никак не связан с известными документами о социальном иждивенчестве. Думается, новые приливы и отливы в литературе — явление нашего бурного времени, быстро обновляющейся жизни. Создание благоприятных условий для творческого проявления личности. Не все пока получается у молодых пиитов. Не хватает школы. Мастерства. Литературной учебы. Самооценки. Самокритики. Для чего написано?

Встречаются случайные слова. По высказыванию Маяковского, попробуешь «втиснуть» другое, нужное слово, «нажал и сломал». В заглавном четверостишии Елены Бейдук из сборника «Второе дыхание» в строках, посвященных маме, встречаем: «Ты первая читаешь эти строки,/ Тебе я доверяю первый суд./ Как на ладони — все мои пороки/ Из этих строчек предстают...» Автор не потрудилась даже заглянуть в словарь. Поэтический гений А.С.Пушкин как–то проговорился, что у него много недостатков, но пороков ни одного. Возможно, стоит прислушаться к словам «агитатора, горлана, главаря», который, «шагнув через лирические томики», пробует достучаться уже к нашим современникам, «как живой с живыми говоря»:

Случайностей не пускай на порог,

В честности каждого слова уверься.

Единственный

Возможный в поэзии порок —

Это порок сердца.

Советская Белоруссия № 150 (24780). Суббота, 8 августа 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter