О топонимике

Где эта станция, где этот дом

От станции метро «Московской» до рынка «Московский» через улицу Московскую
Представьте реальный маршрут, который, пожалуй, собьет с толку любого, кто не знаком с Минском. От станции метро «Московской» до рынка «Московский» через улицу Московскую. Парадокс в том, что дорога займет около часа, а одноименные станция подземки, улица и рынок находятся в разных концах города. Этот факт вполне можно было бы отнести к коллекции милых нелепостей, этакому местному «колориту», который вызывает лишь усмешку. Хотя не только улыбку. Ведь подобных топонимических несуразиц в Минске не одна и не две. И они заставляют не улыбаться, а нервничать: а туда ли мы едем? Слишком уж легко в свое время у нас относились к наименованиям улиц и проспектов...

Отчего меня нынче так взволновала тема городской топонимики? Многие минчане, думаю, поймут. В интернете — бурные дискуссии. В дирекции по строительству Минского метрополитена — ворох писем. Комиссия по наименованию и переименованию проспектов, улиц, площадей и других составных частей города предложила общественности обсудить планируемые названия станций третьей и четвертой линий метро. Видно уже сейчас: многим по душе пришлись далеко не все из предложенных вариантов. Именно потому, что не учитывают уже существующие топонимические реалии. Минчане даже так говорят: отгадать, где будут расположены многие новые станции подземки, исходя только из их названия, — это все равно что выиграть поединок у генератора случайных чисел.

Да, я слышал мнение: название станции метро — это уже сам по себе мощнейший ориентир на местности. Пройдет, мол, пару–тройку лет и ее «тезками» в обиходе минчан станут ближайшие кварталы. Район улиц Жуковского и Аэродромной горожане сами назовут «Ковальской Слободой», улиц Серова и Асаналиева — «Неморшанским садом». Охотно верю. Но решительно не понимаю, зачем комиссия предлагает имя «Свислочь» станции, которая находится в полукилометре от самой реки, в другой части города, нежели одноименные остановка трамвая и универсам? Почему станцию неподалеку от Комаровского рынка хотят наречь «Кирмашом»? Самобытно, спору нет. Но зачем сбивать с толку пассажиров, для которых «Кирмаш» — это не просто базар, а конкретный торговый объект у станции метро «Петровщина»? Куда выведет станция «Рабочая»? Будьте уверены — не на Рабочий переулок...

Убежден: изобретать велосипед (читайте: предлагать станциям метрополитена абстрактные имена вроде той же «Свислочи») можно лишь в случае полной безнадеги, отсутствия идей. Но местность, где ее возведут — на пересечении проспекта Машерова и улицы Кропоткина, — народ в просторечье давно называет Сторожевкой или Переспой. Почему эти топонимы проиграли названию речки — уразуметь не могу.

Нынче в городе массово переименовывают остановки общественного транспорта. Избавляются от повсеместных «детсадов», «гаражей», безликих «универсамов» и им подобного. Официальные причины — «с целью исключения дублирующих названий», «для облегчения ориентирования минчан и гостей города». Но почему про эти похвальные принципы резко забывают, именуя новые станции метро? Впрочем, возможно, горожане во время обсуждений авторов идеи поправят...

deu@sb.by

Советская Белоруссия № 95 (24725). Пятница, 22 мая 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter