Где бурьян, там нет хозяина

Запущенная, открытая семи ветрам ферма - верный признак бесхозяйственности и упадка.
Запущенная, открытая семи ветрам ферма - верный признак бесхозяйственности и упадка. Не так ли?..

Такие поля, как в колхозе "Пограничный" Гродненского района, я видел в Чехии. По-хозяйски ухоженные, аккуратно засеянные. Загляденье...

- В Чехии? - переспросил главный агроном колхоза Владимир Мазайло. - А чем мы хуже чехов? Я, например, был в Польше и Германии. Там культура земледелия на высоте. И у нас она на должном уровне. Сейчас на поля приходят новые сорта, технологии, современная техника. Без них немыслим порядок на земле, высокие урожаи. Получать нам 25 - 30 центнеров зерна с гектара уже стыдно. Мы берем по 50 - 55 и больше. Но дело не в гектарном измерении. Главное - валовой сбор.

Когда мы с заместителем начальника райсельхозпрода Игорем Милицевичем в поисках Владимира Мазайло колесили по колхозу, я обратил внимание на животноводческие фермы. Возле них никакого бурьяна, хлама, скопившегося годами навоза. На земле идеальный порядок: она распахана, засеяна озимой рожью - дружные всходы радуют глаз изумрудной зеленью. Возле ферм лишь огороженные проходы и площадки для выгула скота.

На краю деревни Старая Дубовая главный агроном остановил машину

: - Полюбуйтесь! - кивнул он в сторону животноводческой фермы. - Порядок. Можно сюда на экскурсию и немцев, и поляков привозить. Кажется, сделали все, что нужно, а доярки говорят, еще цветы-многолетники посадим. Думаю, не помешает и небольшой фруктовый сад. Есть же он у нас на ферме "Романтик" в деревне Одельск.

Только в Старой Дубовой наведенный порядок позволил колхозу "найти" 12 гектаров ранее неиспользованной земли. А всего по хозяйству ее включено в прифермерские севообороты 50 гектаров. Это уже что-то: с каждого по 50 центнеров - и вот вам дополнительно к валу 25 тонн зерна. А не хотите иметь зерно, можете на этой же площади посеять кукурузу, многолетние травы, корнеплоды... Что угодно. Все это корм. В конечном итоге - молоко и мясо. И не удивляйтесь - совсем другое настроение.

Именно об этом заговорила доярка Янина Марцулевич, которую мы встретили в деревне Гребени

: - Порядок на ферме, возле фермы - это прежде всего настроение. Если оно у нас есть, то и дело ладится. Тяжело с животными работать, что тут говорить. А выйдешь с фермы отдохнуть маленько, посмотришь на зеленые всходы - душа радуется: ой, как красиво! Это весной. А летом? Ветер колышет спелую рожь, золотые волны переливаются... Чудо какое-то! Смотришь на всю эту красоту и усталость куда-то уходит. Вот что такое порядок. Это, как и дома: все получается, если везде все ухожено.

Я обратил внимание на то, во что одета и обута доярка. На плечах легкая красивая курточка, на ногах... комнатные тапочки (?!). Поняв мое недоумение, Янина Михайловна рассмеялась

: - Вот вам и доярка! А вы, наверное, хотели увидеть такую зачуханную женщину в резиновых сапогах, в грязной рваной телогрейке. Все это у нас в прошлом. Посмотрите, везде сухо, чисто. Вот он, порядок! Мы и коров доим в тапочках, пол у нас плиточкой выложен. Если бы не было таких условий, я бы не работала. Пенсионерка уже, 10 детей родила, всех на ноги поставила. Но силы еще есть, потому и работаю...

На центральном мехдворе колхоза мы встретили механизатора Франца Соловича - после ремонта комбайна собирался выезжать в поле. Главный агроном шепнул мне: "Посмотрите, во что обут". Я снова увидел легкую обувь и не удержался

: - А вы-то почему так обуты?

- Что тут такого? - ответил Франц Чеславович. - Одеваюсь и обуваюсь по погоде. На случай дождя в кабине лежат сапоги. А здесь, на мехдворе, у нас порядок, везде все заасфальтировано. Как видите, сухо.

Не только на центральном, но и на бригадных мехдворах я не увидел грязи, брошенной где попало техники, разломанного забора, разлитого мазута, масла... Всего того, что называется бардаком.

- С этим у нас давно покончено, - заметил заведующий мехдвором второй бригады Станислав Рожко. - Лет 18 назад, когда я пришел сюда, здесь работали 2 сварщика, токарь, слесарь, кузнец... А порядка не было. Сейчас в моем подчинении один сварщик. Все надо делать, и мы с ним все делаем. Видим грязь - берем лопаты, метлы и убираем. А что тут такого? Зато везде все чисто, приятно посмотреть. Недавно вот общими усилиями поставили забор, делаем сейчас навесы для техники, бетонируем площадки.

В любом строительстве колхоз использует, можно сказать, местный материал, добытый на своих же полях. Речь - о камнях. Больших и маленьких. Ежегодно механизаторы, полеводы, школьники, безработные из Гродно собирают до 20 тысяч тонн ценного строительного материала. Он идет на создание фундаментов, укладку дорог, различных площадок, на другие цели. Но главная цель все-таки - не добыча камня, а наведение порядка на земле: чем чище в поле - тем выше урожай. Эту истину в колхозе "Пограничный" усвоили давно.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter