Газ народа

О российско–украинских отношениях
Как известно, крупнейшая компания России «Газпром» не является на 100 процентов государственной. Лишь немногим более половины акций принадлежит государству — ровно столько, сколько нужно для контрольного пакета. Этого достаточно, чтобы во многом за счет газового монополиста пополнялся бюджет страны, рос ВВП и стабфонд, осуществлялись нацпроекты и т.д. (владельцы пакетов помельче тоже, надо полагать, люди небедные) и решались внешнеполитические задачи (в эпоху «холодной войны» последним, железным аргументом всегда была ядерная бомба, теперь на это место и значение претендует «оружие энергетическое»). В общем, не Пушкин, а «Газпром» в сегодняшней России представляется главным национальным достоянием. Если четко видеть, где интересы компании могут не совпадать с национальными интересами, это вполне нормальная ситуация, ведь главной идеологией для современного политика должно быть благосостояние народа. В этом, как показало последнее заседание Госсовета РФ, и состоит «план Путина».

15–й день рождения «Газпрома» был отмечен с соответствующим масштабу компании размахом, почти как государственный праздник. Кремлевский дворец. Действующий Президент Владимир Путин в партере. Рядом с ним Дмитрий Медведев — основной претендент на то, чтобы сменить Путина на высшем государственном посту, по совместительству председатель совета директоров «Газпрома». Его с детства любимая группа «Дип Парпл» — на сцене. Тут же мировая бабушка рок–н–ролла Тина Тернер: всего 12 часов назад ее стоя приветствовал зал на церемонии «Грэмми». Ну и местная эстрада во главе с Аллой Борисовной на разогреве у западных звезд. Все по высшему разряду. Одно только омрачило праздник — очередной газовый конфликт с Украиной.

Прилетевший вчера в Москву Виктор Ющенко, вместо того чтобы в доброй обстановке попрощаться с Президентом Владимиром Путиным, познакомиться с преемником, вынужден был снова распутывать этот гордиев узел российско–украинских отношений. Впрочем, думаю, что еще меньше на минорной ноте хотела расставаться российская сторона. Президентские выборы по совершенно очевидной задумке организаторов должны были пройти, так сказать, в спокойной международной обстановке. Москва честно старалась, даже с Варшавой помирилась, но не все, как видим, зависело от нее. В Киеве существует своя логика развития событий.

Ничего принципиально нового с момента первого российско–украинского столкновения вокруг трубы в морозном январе 2006 года не произошло. Если в телеграфном стиле, то нынешний конфликт выглядит так: Москва отказывается отпускать «голубое топливо», пока Киев не погасит полуторамиллиардный долг. Премьер–министр Юлия Тимошенко списывает долг на прежнее правительство Виктора Януковича и на посредников, которых предусматривает существующая схема поставки газа. В итоге пресс–секретарь российского газового гиганта опять зачитывал в прямом эфире ультиматум Украине. Прахом идут все предыдущие разговоры о надежности поставок энергоресурсов в Евросоюз. Не секрет, что оба спорщика, выясняя отношения, постоянно оглядываются в сторону Брюсселя...

Вчера Россия и Украина вроде бы урегулировали газовый спор. До следующей сечи?

Впрочем, газ далеко не единственная «горячая точка» между Россией и Украиной. Киев инициирует переговоры с НАТО, они должны закончиться вступлением в эту организацию. Для России, у которой в Севастопольской бухте стоит Черноморский флот, это проблема, по сравнению с которой американская ПРО в Польше покажется мелким дипломатическим недоразумением. Свое раздражение Москва уже не вуалирует. Владимир Путин буквально за несколько часов до встречи с Виктором Ющенко официально отказался от использования двух РЛС на территории соседней страны.

Россия при Путине и Украина при Ющенко, несмотря на всю историческую, географическую, духовную близость, имели довольно непростые отношения. Предмет спора, как видим, не исчезает. Это наследство, от которого преемнику Владимира Путина будет невозможно отказаться.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter