Галопом по Европам

Чтобы  оценить  то,  что  имеем,  иногда  полезно  отправиться  за  тридевять  земель

Чтобы  оценить  то,  что  имеем,  иногда  полезно  отправиться  за  тридевять  земель

Промчавшись по всей   Италии с севера на юг и обратно, заехав попутно в Австрию и вернувшись в Беларусь (и все это за каких-то десять дней!), я призадумалась: как так – всю античную римскую историю, эпоху Возрождения, Средние века да и еще знаменитые Помпеи, чей расцвет загубил Везувий еще в 76 веке до н.э., втиснуть в одну неделю с хвостиком, прихватив и славный город Моцарта Зальцбург? Надо ли себя истязать, зная заранее, что ничего толком  в рамках плотной программы экскурсионного автобусного тура не поглядишь, наматывая с утра до ночи километры по асфальту и музеям?

Думала, впрочем, недолго и сегодня твердо убеждена: конечно же, надо, какие могут быть вопросы? Пусть это будет даже изнурительный многодневный «галоп» не самой высокой степени комфорта. И совсем не для того, чтобы потом в приватной беседе эдак небрежно обронить: были, знаете ли, в Риме, Венеции, Вене, знаем… Просто всегда безумно интересно наблюдать за обыденной жизнью других стран и городов, что возможно только в таких демократичных автобусных турах. Любое путешествие неизбежно расширяет кругозор и раздвигает границы познания. Помогает не только увидеть преимущества или недостатки тамошней жизни (как раз здесь она кажется недоступно притягательной, полной роскоши и соблазнов, а по приезде туда «позолота» быстро стирается), но еще и неожиданно высветить достоинства своей страны. Те, на которые здесь не обратил бы внимания никогда, просто принимая их как данность, как нечто само собой разумеющееся.

Вот, скажем, не посетив Рим, знала ли бы я, что рядовому итальянцу живется совсем не так сладко, как это нам рисуют в сериалах?

— Не думайте, что здесь все купаются в роскоши, — улыбаясь, рассказывала нам гид Ирина Морозова, приехавшая сюда, кстати, из Бреста (вышла замуж за римлянина 10 лет назад). – Обычным людям здесь так же трудно и непросто жить, как и во многих других странах. Можете не сомневаться, ходят и они на недорогие барахолки, ищут на развалах вещи по 5—10 евро. Стараются на всем экономить. Плюс донимают очень высокие налоги.

Верить на слово Ирине даже не пришлось. В самом центре Рима, в паре сотен метров от Ватикана, случайно свернув с главной улицы, я вдруг наткнулась на развалы с копеечным всевозможным барахлом (им торговали индусы), в котором самозабвенно рылись — не поверите! — те самые рядовые, скромно и просто одетые граждане. Такие же, каких я видела в пригородной электричке, в римской подземке (проехав в ней остановок пять, со страшной ностальгией вспоминала чистое и вполне безопасное минское метро, которое до этого, признаться, недолюбливала). Впрочем, честные труженики в метро ездить боятся: здесь, как сказала Ирина, ошивается всякий сброд разного цвета кожи, промышляющий воровством, а толчея из-за безумных потоков туристов совершенно невообразимая.

— Зарплаты, действительно, невысокие, особенно тяжело стало с приходом евро, когда все подорожало, — это уже нас просвещала гид по Помпеям и Неаполю итальянка Антуанетта, пока мы, затаив дыхание при виде неземных красот, проезжали мимо острова Капри. — В Италии, кстати, считается очень престижно поступить на госслужбу и зарабатывать по полторы тысячи евро. Но попасть на такую работу невероятно сложно. Те, кто связан с мафией, тоже, наверное, не голодают, — улыбнулась она.

Так мы узнали, что, к примеру, в Неаполе с полуторамиллионным числом жителей действуют 46 мафиозных кланов, в числе которых есть даже русские и украинские. И что именно в их руках сосредоточен почти весь сувенирный бизнес – нам, прикупившим памятные предметы во всех местах, где только можно, даже стало не по себе от того, что этак по неведению мы тоже приложили руку к процветанию «Коза ностры». Узнали и о том, что только по велению мафии все мусорные свалки, всего каких-то несколько месяцев назад отравлявшие воздух прекраснейшего из городов, испарились в считанные дни – результаты выборов премьера устроили каморру.

Кстати, по всем городам Италии мы ходили, тесно прижав к себе сумки и спрятав деньги куда подальше, попутно присматривая за белокурыми девочками из группы. Гид по Риму Ирина, едва ступили на мостовую у стен Колизея, с ходу рассказала леденящие кровь истории про то, как здесь ежесекундно воруют сумки и маленьких детей (их продают в бордели или на органы), и призвала к бдительности. Все тут дружно вспомнили родные пенаты, где подобное разнузданное поведение преступников мало возможно. К счастью, никаких неприятных эксцессов в Италии с нами не случилось — как ни странно, обокрали соотечественницу только в Вене: в два счета австрийские мошенники умыкнули из ее сумочки 300 евро.      

По ходу маршрута мы знакомились с разными необычными персонажами, в нелегкой борьбе отвоевывавшими в тамошних реалиях право на существование. Живописная группа марокканцев осаждала нас в Пизе, Флоренции, Риме, навязчиво предлагая за 3 евро прикупить плащик-дождевик или зонтик и еще какую-то чепуху. А у входа в отель с видом на озеро, который находился в горах, встретили молдаванку, рассказавшую дикую историю  том, как из нищающей Молдовы она добиралась в Италию, уцепившись за днище товарняка (нелегально перебирались сюда многие из ее соотечественников). Долго и здесь она не могла найти работу, а сейчас убирается в нескольких семьях и счастлива хотя бы этому. Рассказывала, чуть не плача, о том, как ей одиноко и словом по-русски перекинуться не с кем. Тут мы снова с теплым чувством вспомнили свою страну, где никто не бегает за нами по пятам, втюхивая ненужный хлам, а старики и понятия не имеют о пенсии в 10 долларов.

Был у нас еще один повод гордиться своим происхождением. Так случилось, что в нашей группе преобладали россияне – из Москвы и Ростова-на-Дону. Но именно мы, белорусы, сразу показали поразительную сплоченность и организованность. Ни разу не проспали и никуда не опоздали, хотя и был велик соблазн подольше задержаться в каком-нибудь флорентийском кафе или неапольском магазине одежды. А уж как расписывали новым российским друзьям достопримечательности Беларуси и приглашали в гости, как рассказывали о лучших своих продуктах, какие можно и нужно покупать у нас и везти в Москву, — надо было слышать. 

Впрочем, дисциплинированность иногда мешала нам закрывать глаза на очевидные промахи организаторов тура. Мои соотечественники все никак не могли понять некоторых необъяснимых вещей, случившихся с ними во время заграничного вояжа. Почему, к примеру, из роскошной Вены уехали в шесть вечера, а в Венецию прибыли в три утра и тупо стояли на стоянке в ожидании рассвета? Почему там же, придя на пристань, где-то с час бестолково торчали  (куда-то запропастился итальянец, который по договоренности с белорусской фирмой должен был отвезти нас в Венецию на катере)? В Вероне гид тоже не торопилась с нами встретиться и пришла, правда, заранее извинившись, всего через час – как раз когда стемнело, и все желающие пошли в потемках под проливным дождем за 20 евро разглядывать легендарный балкон, на котором стояла Джульетта, внимая своему Ромео.

— Ну что вы хотите? И в вашей жизни не бывает все идеально, — примиряюще говорила нам наш гид Майя.

— Это понятно, но я стараюсь на своем рабочем месте делать работу только на пять с плюсом, — резонно отвечала ей минчанка Татьяна, привыкшая по долгу службы детально продумывать каждый шаг до мелочей, чтобы в итоге не пострадало основное дело. Она и в туре полагала, что раз требовательна к себе и четко выполняет все предписания фирмы, то и сервис должен быть соответствующим.

Справедливости ради надо сказать, что в основном (если не считать случай с Венецией) все накладки в поездке случались по вине москвичей. По большей части это были детишки из обеспеченных семей, чьи родители не поскупились организовать им дорогостоящие каникулы. То и дело они терялись сами и теряли аппаратики с наушниками для прослушивания лекций гида (в итальянских городах-музеях без них никуда) стоимостью 70 евро каждый (деньги отдавали из своих «карманных расходов»), а один раз куда-то забросили ключ от номера в итальянском отеле – тут им пришлось заплатить 100 евро. А в  Ватикан по глупости пытались пройти с перочинными ножиками и кастетами, которые исправно «просигналили» на входе. Целый час или полтора вся группа, чертыхаясь, просидела в фойе, ожидая решения своей участи: несмотря на то что экскурсию оплатили, из-за досадной случайности нас запросто могли лишить созерцания невероятных красот и удивительной росписи свода Сикстинской капеллы самого Микеланджело. И просто чудо, что в итоге полицейские нас пропустили… Именно по вине несобранных москвичей мы вообще мало что успели посмотреть в Риме, не говоря уже о полностью проваленном шопинге (нельзя же назвать этим словом скоростную пробежку по бутикам, где наши женщины только и успевали без примерки схватить кто гольфик, кто джемперок). Лишь на вилле Десте в предместье Рима Тиволи, часами наслаждаясь старинными садами и фонтанами, мы смогли перевести дух…

— Спустя какое-то время вы забудете все неприятное и будете вспоминать только хорошее, — так с оптимизмом призывала нас реагировать на все неувязки Майя, извиняясь за форс-мажор. 

И точно, уже сейчас, сидя в офисе в Минске, я и не припомню, чем мы там в пути были недовольны и кто в этом был виноват. А вот от чего приходили в восторг и замирало дыхание, запомнилось навсегда. Как и какое-то особенно нежное чувство к своей стране, которое вдруг пробудилось за сотни километров от нее.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter