Крис Фрум во второй раз в карьере стал победителем "Тур де Франс"

Фрум и его команда

За всю историю «Тур де Франс» лишь единственному человеку довелось в такой же мере испытать обожание и ненависть болельщиков, как нынешнему триумфатору «Большой Петли» Крису Фруму. Речь, конечно же, о Лэнсе Армстронге. Мочой в лицо «американскому почтальону», в отличие от Фрума, не плескали, но в грязной игре подозревали регулярно, и, как оказалось, не зря. Во многом по этой же причине страдает нынче Фрум. Уверенность, с которой лидер британской команды Sky продвигался по маршруту последнего «Тура», не одного поклонника и специалиста заставила рассуждать о химии, велосипедах с мотором и прочих хитростях, без которых, как может показаться, подобное доминирование невозможно. Интересно, что в какой-то мере скептики правы. Фрум и его команда действительно взяли на вооружение систему, по которой в свое время работал Армстронг. Вот что пишет о ней сайт телеканала «Евро-спорт». 



Все ради одной цели

Крису Фруму хватит одного листка календаря, чтобы записать весь гоночный план на сезон. Ему наплевать на «Джиро», «Вуэльту» и на возможные дубли из гранд-туров. Желтая майка в Париже перекрывает все. Лэнс Армстронг действовал так же, заменяя недельные гонки классическими однодневками и практически не выступая после французского «Тура». Сейчас говорят, что таким образом он снижал риск попасться, но дело не только в этом. Сосредоточенность на одной цели — залог успеха в спорте, а в циклических видах бывает сложно не сорваться на цели рангом поменьше: набрать побольше очков, побед или денег. К слову, помимо Фрума, повторить путь Армстронга в нынешнем сезоне почти получилось у лидера «Мовистара» Наиро Кинтаны, свою часть работы он выполнил верно, но проиграл в других аспектах. 

  

Технологический прорыв

В начале века Армстронг стал первым велосипедистом, который продувался в аэродинамической трубе. Производители велосипедов, очков и шлемов разрабатывали специальную экипировку и велосипеды для Лэнса. Посадка, минимизация аэродинамических потерь, борьба с лишним весом оборудования — на службе у команды US Postal Service стояли самые передовые технологии того времени. Наиболее яркая деталь велосипеда Криса Фрума — нестандартные передние звезды, имеющие даже не овальную, а, скорее, прямоугольную (с закруглениями) форму. Три-четыре года назад такими увлекались почти все, но так же дружно от них отказались: для атак стоя в горах овалы не годятся. А Крис не сдался, ведь такие звезды улучшают его самое сильное качество — уверенный индивидуальный ход. И сейчас Фрум крутит часто и мощно, используя свои лучшие качества и идеально подобранную под него систему — велосипед.

То же самое касается экипировки. Заглянем в официальные магазины команд. У «Мовистар» велошорты и майка продаются за 85 и 66 евро, «Катюша» предлагает свой комплект за 75 и 60 евро, а на форму «Тинькофф-Саксо» придется потратить 90 и 75 евро. У Sky эти цифры достигают 263 и 154 евро соответственно. И дело не в жадности и не в маркетинговых ухищрениях. Причина — в уникальности велоформы Sky, которая разрабатывается подобно лунному скафандру.


Командная работа

Как и в любом командном виде спорта, Sky пользуется своим главным козырем — толстым кошельком. Ричи Порт, Николас Рош, Герайнт Томас, Ваут Пулс и Леопольд Кёниг — любой из этих гонщиков мог бы сам возглавить команду. Но все они пришли в британскую команду и образовали единый механизм, подчиненный одной цели — победе Криса Фрума. Никто сегодня не располагает близким по силе составом. Практически каждый из этих спортсменов мог бы стать (и был!) лидером в другой команде. Но свои амбиции они принесли в жертву точно так же, как в свое время пожертвовали своим эго Тайлер Хэмилтон, Роберто Эрас, Джордж Хинкэпи, Флойд Лэндис, Левай Лайфаймер и Вячеслав Якимов. В одиночку Лэнс Армстронг никогда бы не выиграл «Тур де Франс»: ему помогала команда, равной по силе не собрали пока даже британцы.


Безупречная тактика

Командная тактика в велоспорте — изобретение не наших дней. И Sky здесь не придумала ничего нового. Но британцы довели систему до совершенства. Они не тратили силы на проходных этапах, легко отпуская отрывы с миром, но максимально эффективно работали в ключевые моменты. Sky взяла лишь один этап и вывела в десятку только капитана. Даже державшегося в какой-то момент времени в пятерке Герайнта Томаса попросили поберечь силы и переместиться вглубь пелотона. В US Postal Service действовали еще надежнее: Лэнс и команда контролировали гонщиков не только во Франции, но и по ходу сезона. Тренировки, гонки и даже тесты шли по сценарию свыше. Но один успех окупал и окупает все жертвы, в том числе и в финансовом плане. Очевидно, что в Sky сделали правильные выводы из успехов    US Postal Service и создали гениальный продукт — Криса Фрума, действующего точно по плану. Британца ни разу не ловили на запрещенных препаратах, так как ему они попросту не нужны. Он феноменальный гонщик, выступающий за идеальную команду, которой для победы вполне хватает легальных способов.

Ян Матвеев

С белорусским акцентом 

Среди соавторов нынешних успехов Криса Фрума и команды Sky далеко не последние роли отведены и белорусским гонщикам. Уже почти три года в форме британской команды по дорогам мировых многодневок колесят Василий Кириенко и Константин Сивцов. К их решению сменить лидирующие позиции, соответственно, в «Кас д`Эпрен» (нынешний «Мовистар») и «Хай Роад» на роль подносчиков снарядов — велосипедных грегори — в Sky в свое время многие отнеслись скептически. Говорили даже о желании ребят заработать денег в преддверии скорого заката карьеры. Однако сегодня выгода от подобного сотрудничества очевидна. 

Пользу белорусов для командной работы лучше всех высказанных менеджментом в их адрес комплиментов доказывает тот факт, что вот уже третий сезон отнюдь не юные парни приходятся ко двору в сильнейшей команде мира. Которая, к слову, также дала им немало. И речь совсем не о деньгах. Да, в бытность в составе Sky на счету белорусов значатся лишь две победы Василия Кириенко на этапах «Вуэльты» и недавней «Джиро», да и то по причине проблем у лидера команды. Но при этом вряд ли без поддержки британцев белорусский велоспорт смог бы получить сразу две медали чемпионата мира. 

Дмитрий КОМАШКО

komashko@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter