Фрагменты классической картины «Не ждали»

Об этом говорилось в Директиве № 2Напомним аксиому: каждый человек, обратившись в государственную организацию, не должен чувствовать себя бесправным просителем и безропотно переносить чванство и спесь начальников любого калибра. Только так ставит вопрос Президент! От чиновников сегодня требуются и компетентность, и четкость в работе, и корректное отношение к людям. За последнее время государство от слов перешло к делу, приняв целый ряд нормативных актов, которые должны обеспечить недвусмысленное обеспечение защиты прав и законных интересов граждан...

Напомним аксиому: каждый человек, обратившись в государственную организацию, не должен чувствовать себя бесправным просителем и безропотно переносить чванство и спесь начальников любого калибра. Только так ставит вопрос Президент! От чиновников сегодня требуются и компетентность, и четкость в работе, и корректное отношение к людям. За последнее время государство от слов перешло к делу, приняв целый ряд нормативных актов, которые должны обеспечить недвусмысленное обеспечение защиты прав и законных интересов граждан.


Но с бюрократизмом бороться трудно! Он ловко мимикрирует и умело маскируется под «цвет местности». Сегодня «начальники» уже не позволят себе грубых окриков и захлопывания дверей перед носом посетителей — побоятся. Но они усовершенствовали стиль. Теперь тонко ссылаются на «занятость», на «текучку», на «сложность работы», еще на тысячу и одну причину. Но зачастую как не хотели честно работать, так и продолжают. И нередко приходится гражданину ходить и ходить по кабинетам со своей просьбой. При этом некоторые изощренные бюрократы научились так ловко маскироваться и так умело подавать «наверх» реляции о своих «достижениях по «дебюрократизации», что, если всерьез верить их гладким бумагам, все и везде обстоит просто замечательно...


Ну а если конкретно проверить всю эту бумажную благодать?


Да при этом не уведомив никого предварительно, а в самый разгар рабочего дня взять и «навестить» то или иное учреждение, чтобы реально посмотреть на его работу?


Корреспондент «СБ» был приглашен поучаствовать именно в таком мероприятии.


...Глава Администрации Президента Владимир Макей появился в здании администрации Ленинского района Минска без «уведомления». Сотрудницы районной службы «одно окно» увлеченно и безмятежно пили чай с тортом по случаю дня рождения. А в это время у входа в «окно» томились посетители, ожидая, когда же закончится «производственное совещание». Определение «производственное» умиляет, не правда ли?


— Мы же не знали, что будет проверка, — начальница «одного окна» попала, очевидно, в нетипичную ситуацию. — У нас впервые так случилось, что девушки закрылись от посетителей. Но ведь день рождения... Мы можем даже паспорт показать.


Это, конечно, было совершенно лишним.


— Все понятно, день рождения, конечно, праздник... Но почему бы не отметить его после завершения рабочего дня?


В ответ — молчание....


Ознакомившись в фойе с графиком приема посетителей, Глава Администрации Президента решил проверить, как он соблюдается. Оказалось, из рук вон плохо. Некоторые чиновники предпочли держаться собственного графика. Начальник управления соцзащиты вовсе убыл на курсы повышения квалификации, не уведомив население, что с такого–то по такое число надо обращаться к его заместителю.


А с журналами учета посетителей, как оказалось, дело обстоит так, что просто беда. Начальник отдела архитектуры и строительства исполкома свой журнал искал с десяток минут... «Он есть! — не сдавался чиновник и на ходу импровизировал, говоря:  — Вообще говоря, я не уверен, что имеется смысл его заполнять. Пока я записываю фамилию и паспортные данные посетителя, уходит время. А его можно было бы потратить на решение вопросов».


Вот какой продвинутый работник! Но...


— Есть четкие правила, определенные нормативными правовыми документами. И нарушать их никому не позволено ни под какими предлогами.


В ответ — молчание. А что может сказать в оправдание даже такой изобретательный и многоопытный чиновник?


У начальника отдела жилищной политики исполкома журнал учета оказался под рукой, но...


— Почему многие даты в журнале у вас пропущены?


Ответ был бравым и кратким. Как на строевом плацу:


— Значит, не было посетителей.


В это сложно поверить даже мне, человеку в общем–то малосведущему. Вполне возможно, какие–то чиновники и не пользуются большим «спросом» у населения, но только не те, которые занимаются жилищной политикой. К тому же в момент нашего посещения высокого кабинета исполкомовца за дверями отдела стояла очередь...


Общение Владимира Макея с теми, кто пришел на прием, подтвердило худшие ожидания. По словам посетителей, в отделе жилищной политики с людьми обращаются порой грубовато... И это — в столичном исполкоме! Некоторым гражданам, чтобы решить свой вопрос, приходится отстоять в очереди несколько раз. Только это, увы, никак не отражается в журнале...


Все выявленные недостатки Владимир Макей поставил на вид главе администрации Ленинского района Александру Борисенко. Тот признался, что для него многое — «новость», и пообещал провести «детальное разбирательство» по каждому факту.


Что ж, лучше поздно, чем никогда...


Наша машина тем временем подъехала к дому № 19 по ул. Свердлова. Здесь находится расчетно–справочный центр ЖРЭО Ленинского района.


«Странно, а где информация по закону о защите прав потребителей жилищно–коммунальных услуг? — удивился Глава Администрации Президента, изучая содержание информационных стендов. — Ведь закон же еще в июне приняли. А с нового года он вступил в силу. Почему гражданам об этом не сообщается?»


Принцип, по которому в РСЦ выставлялась информация, вообще оказался неразрешимой головоломкой...


На тематическом стенде «Одно окно» разместилась тонкая брошюра. В ней вместе с указом Президента об адресной социальной помощи много разных и отнюдь не первостепенной важности сообщений, например, нечто о порядке содержания домашних собак. Словом, вали кулем, потом разберем?..


— Надо срочно устранять недостатки, — порекомендовал Владимир Макей начальнику РСЦ.


Реакция последовала любопытная. Я бы сказал, перед нами в своем первозданном виде воосиял рафинированный бюрократизм.


— Вы про меня там, — начальник указал головой наверх, — не говорите...


— А какая разница, там или здесь?


— И все–таки не хотелось бы, чтобы об этом узнало мое начальство в ЖРЭО...


— Для вас это самое главное?


Руководитель РСЦ застенчиво потупил взор...


Чувствется, что больше всего на свете его беспокоит не суть дела, а реноме в глазах своего грозного начальства... Но то, чего он так опасался, оказалось неизбежным. После посещения ЖЭСа № 4  и знакомства со стилем работы  Глава Администрации Президента распорядился: «Подготовить письмо на имя мэра Минска о необходимости устранения выявленных недостатков и безусловного выполнения требований Директивы Президента № 2. Рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности виновных и о соответствии занимаемым должностям руководителей РСЦ и ЖЭСа».


Об уровне организации работы 4–го ЖЭСа говорит только одна, но яркая, деталь. На информационном стенде вывешено давно утратившее силу постановление, подписанное бывшим председателем Мингорисполкома В.Ермошиным в далеком  уже 1996 году. Впрочем, на фоне общей жэсовской обстановки оно выглядело достаточно свежо. «Доработались!» — эмоционально заметил Владимир Макей на пути в приемную.


— А вы кто? — вальяжно поинтересовалась секретарь ЖЭСа.


Глава Администрации Президента представился.


— Так вы, наверное, хотите попасть к директору? — догадалась девушка.


— Да, — подтвердил Владимир Макей, — это так сложно?


Увидеться с руководителем ЖЭСа Главе Администрации так и не удалось... У начальника были какие-то свои очень важные дела...


Последним пунктом нашего рейда стало Минское городское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру. Если бы не это агентство, я бы, наверное, окончательно разуверился в возможности победы над бюрократизмом и чванством. Но нет: оказывается, не все так мрачно!


Вот вы заходите в здание агентства. Вас встречает приветливая девушка–администратор. Вы нажимаете нужную клавишу на дисплее инфокиоска — и в руках появляется талончик. А дальше загорается ваш номер над одной из освободившихся кабинок (работа организована точно так же, как в некоторых банках). Никаких очередей. На стендах полезная и грамотно оформленная информация. Вежливые сотрудники готовы ответить на любой вопрос.


А ведь когда–то в этом учреждении ежедневно выстраивались толпы озлобленных посетителей (см. критическую публикацию в «СБ» «Бумажный марафон» от 28.12.2004 года). Кстати, директор агентства в беседе с Главой Администрации Президента также упомянул об этой статье. Выходит, газетная критика оказалась полезной.


Виталий ВОЛЯНЮК, «СБ».


P.S. Конкретные проверки соблюдения Директивы Президента № 2 продолжатся. По словам Владимира Макея, они охватят всю страну.


Кривой путеводитель


Содержанием информационных стендов заинтересовался могилевский собкор «СБ»


В могилевском магазине «Евроопт» «Уголок покупателя» — на самом виду, при входе. Только вот толку от него практически никакого. Где находится «жалобная» книга, неясно — ни слова об этом не сказано. Зато хватает... недостоверной информации. Среди инстанций, куда можно обращаться в случае необходимости, лишь одна названа правильно — головной офис фирмы в Минске. А вот, к примеру, такой организации, как указанное на стенде управление торговли г. Могилева, вообще никогда не существовало в природе. Есть управление торговли Могилевского горисполкома. Уже лет десять, как нет Службы контроля Администрации Президента, сейчас это Комитет госконтроля. Тем не менее покупателям в «Евроопте» предлагают обращаться именно в Службу контроля.


— Как это ее нет? — искренне удивилась замдиректора магазина Татьяна Анищенко. — Есть, я это точно знаю.


После полученных от журналиста сведений руководитель пошла вносить изменения на информационном стенде...


В магазине «Могилевчанка» «Уголок покупателя» оформлен ярко. Но в глаза не бросается. Закрыт стендом с шарфами. Поэтому посетителю сложно увидеть на нем что–то для себя полезное. Впрочем, даже если отодвинуть товар в сторону, много информации не почерпнешь. Ни слова не сказано, например, куда можно обратиться за помощью в разрешении конфликта.


— Вы вообще знаете, какая информация должна быть представлена на стенде? — спрашиваю заведующую магазином Наталью Соловьеву.


— О товаре, наверное, — Наталья Алексеевна гадает, как школьница, не подготовившая урок.


Дальше завмаг и вовсе рассказала невероятные вещи. Мол, если кто–то хочет подойти к «Уголку покупателя», тут же из–за прилавка выходит продавец и отодвигает в сторону товар, который позже опять ставит на место. Сюрреализм какой–то... А клиент, не получивший необходимых сведений, может поехать в магазин, являющийся головным, — мол, там больше информации. Абсурд: кто из покупателей поедет через весь город ради изучения информационного стенда?


Короче — не справочный материал, а чистейшей воды бутафория.


Павел МИНЧЕНКО, «СБ».


Акция


Вместе против бюрократизма


Мало толку, конечно, когда благое начинание превращается в кампанейщину. При таком раскладе процесс его освоения подобен синусоиде. Получил руководитель приказ — и с места в карьер! Землю роет не хуже шагающего экскаватора. Но запала хватает ненадолго. Как правило, до первого доклада «наверх» о том, что все исполнено точно и в срок... А дальше рабочая энергия уходит на траекторию мчащегося с горы на санках пацана. Русло чиновничьей текучки возвращается в привычные тихие берега.


И ладно бы такой стиль работы был характерен для решения каких–то узкоспециальных вопросов. Что само по себе тоже нехорошо, но не так заметно. А вот в диалоге с гражданами все на виду. И если человек протомился день в очереди, нарвался на хамство, уперся в закрытую дверь, то надолго испортил себе настроение. Потому что большую работу по дебюрократизации он видит через конкретного чиновника, к которому обратился. Отнесся клерк к проблеме спустя рукава, посмотрел на нее сквозь пальцы — и это дескредитирует смысл всей социальной политики. А это уже серьезная проблема.


Администрация Президента продолжит проверки соблюдения Директивы № 2 по всей стране. Ситуацию будет анализировать и «СБ». Надеемся в этом и на помощь читателей. Журналисты будут оперативно реагировать на информацию о скверной организации дела в учреждениях, непосредственно работающих с населением.


Пишите. Звоните...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter