Формула здоровья — из озерных глубин

Грязи из озера под Смолевичами обещают произвести революцию в бальнеологии

Сапропели (донные отложения ила, которыми  богаты белорусские озера) — странное сокровище. С одной стороны, их ценность для сельского хозяйства и бальнеологии никем не отрицается, а с другой — попытки с размахом разрабатывать «золотое дно» ощутимой выгоды энтузиастам никогда не приносили. И все дело в том, что неоправданно дешевый ил, требующий больших затрат на добычу, возить дальше чем на 100 километров нерентабельно.

Иллюстрацией этой истины стало создание в 1981 году на озере Судобль в Смолевичском районе участка по добыче лечебных грязей гидрогеологической режимной эксплуатационной станции. Планировалось, что добывающая организация и курорты обеспечит, и себя прокормит. Но попытки заработать на местном сырье ни к чему не привели, и производство пришло в упадок. Даже когда в 1991 году на этом убыточном участке Институт проблем использования природных ресурсов и экологии (ныне Институт природопользования) Национальной академии наук Беларуси совместно с Белорусским республиканским советом по управлению курортами профсоюзов и «Белпромстройбанком» создали малое научно-производственное предприятие «Эко-сапропель», положение поначалу почти не изменилось. О какой самоокупаемости можно было говорить, если из санаториев долги за поставленные грязи приходилось выколачивать месяцами? Только лет через пять благодаря научным исследованиям, проводимым первым директором предприятия, известным исследователем сапропелей Филиппом Пунтусом, пришло новое понимание механизма лечебного воздействия и были разработаны технологии переработки озерного ила, удалось оптимизировать цены и выйти на минимальную рентабельность.

— Во все времена лечебным фактором грязелечения считалась особая теплопроводность сапропелей, — поясняет Александр Пунтус, возглавляющий сегодня предприятие. – Но углубленные исследования показали, что основная заслуга принадлежит все же биологически активным веществам, в том числе гуминовым кислотам, витаминам, ферментам, свободным аминокислотам, пектинам, стеринам, фосфолипидам и многим другим элементам, проникающим через кожу. Поэтому у нас возникла идея выделить ценные компоненты из грязей, чтобы сделать бальнеологическое средство товаром, удобным для транспортировки на любые расстояния. Появилась и мысль усилить их воздействие. Всего этого удалось добиться с помощью разработанных своими силами биотехнологий, причем больше всего мы продвинулись вперед после того, как в 2001 году к нам пришел зарубежный инвестор и предприятие стало совместным. Инвестиции позволили провести новые научные и технологические исследования, купить современное оборудование. Сегодня свои препараты для бальнеологии и косметологии мы поставляем не только белорусским здравницам и аптекам, но и экспортируем в США, Францию, Чехию, Россию, Украину, Казахстан. У нас есть также представительство в Голландии, которое распространяет нашу продукцию в странах Евросоюза. Благодаря всему этому мы имеем теперь возможность компенсировать убытки от поставки лечебных грязей оздоровительным учреждениям республики по приемлемым для них ценам.

Технологии выделения биологически активных компонентов позволили белорусскому предприятию выйти на рынок с принципиально новым товаром – экстрактом для ванн из сапропелевых лечебных грязей, что обещает произвести настоящую революцию в бальнеологии. Ведь в отличие от классического грязелечения, при котором через кожу попадают лишь доли процента биогенных стимуляторов, новая лечебная процедура обеспечивает заметное усиление их проникающей способности. Это происходит потому, что при обработке сырья более половины биологически активных веществ сапропелей переводится в водорастворимое состояние. Клинические испытания новинки показали, что терапевтическое воздействие находящихся в такой форме целебных компонентов во много раз выше. При этом процедуры хорошо переносятся и теми, кому грязелечение по разным причинам противопоказано.

— Важнейший лечебный фактор при таких процедурах – гуминовые кислоты, — говорит главный технолог предприятия Марина Кострома. – Из сапропелей благодаря собственной технологии их впервые выделил Филипп Антонович Пунтус, и это стало прорывом в науке, так как оказалось, что гуминовые кислоты сапропелей значительно отличаются по структуре от того продукта, который получают из торфа, угля и почв. Уникальность их в том, что они практически не содержат бензпирена – канцерогена, ограничивающего применение чистых гуминовых веществ в медицинских целях. Когда это было установлено, у нас возникла мысль использовать гуминовые вещества сапропелей для производства лечебной косметики, так как в ходе опытов выяснилось, что они мощно стимулируют развитие и восстановление луковиц волос лабораторных животных. Эксперименты продолжили в клинике и получили подтверждение благотворного воздействия на волосы и кожу человека.

Как оказалось, разработанная на белорусском предприятии лечебная косметика на основе грязей, гуминовых кислот и других компонентов сапропелей – шампуни, бальзамы-ополаскиватели, кремы для лица и тела, маски для волос, эмульсии и тоники для очистки кожи лица – не имеет аналогов. Производство всего этого на «Эко-сапропель» освоили чуть более двух лет назад, но новинка уже завоевывает позиции не только на внутреннем, но и европейском рынке.

Вернее, в европейских странах новый товар известен сегодня даже больше, чем в Беларуси, так как наша торговля не горит желанием брать на реализацию отечественный продукт, не уступающий по цене продукции известных мировых брендов (высококачественная натуральная косметика, произведенная с использованием сложных биотехнологий, дешевой быть не может, где бы она ни выпускалась). Поэтому произведенные из природных сокровищ озера Судобль косметические средства у нас продаются через аптечную сеть. И то лишь благодаря удачному маркетинговому ходу, как «продукты хорошего здоровья». Ведь в отличие от многих стран косметика у нас не разделяется на обычную и лечебную.

Как утверждают специалисты, биотехнологии переработки сапропелей, предложенные отечественной наукой и освоенные белорусским предприятием, уже не позволяют считать озерный ил только местным сырьем. Во всяком случае, это касается его использования в медицинских целях. К 3 тысячам кубометров лечебных грязей, добываемым ежегодно на нескольких озерах для отечественных медицинских и оздоровительных центров, вполне можно добавить для начала столько же, чтобы обеспечить растущий зарубежный спрос. При этом мы нисколько не обеднеем, так как только озеро Судобль имеет годичный прирост органических осадков до 20 тысяч кубометров и будет лишь лучше себя чувствовать, освобождаясь от  обременительного богатства.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter