«Формула-1». Награды розданы, сезон завершен

Если последняя гонка сезона чемпионата «Формулы-1» была закончена в конце ноября итоговым Гран-при в Абу-Даби, то сам сезон официально был завершен лишь в субботу, 9 декабря, в Баку. Международная автомобильная федерация (FIA) провела в азербайджанской столице церемонию награждения победителей и призеров гоночных серий, проходивших под ее эгидой. И вот теперь можно в спокойной обстановке подвести итоги года, отметив запомнившиеся открытия этого сезона.

Мгновения старта гонки всегда самые захватывающие

 С недавнего времени генеральной ассамблее и награждению по итогам сезона с подачи FIA придается вид исключительной престижности. Эдакий гала-концерт звезд, только не эстрады, а автоспорта. Приглашаются туда тройки победителей всех гоночный серий, которыми заведует FIA.

Поскольку сама федерация размещается в Париже на площади Согласия, то вполне естественно, что именно во французской столице и проходили раньше эти завершающие сезон мероприятия. Но с недавних пор FIA, профитируя в свою пользу большой спрос от стран – участниц «Формулы-1» в роли хозяев автодромов, где проводятся Гран-при, все более активно представляет им право на подобную фешенебельную тусовку. Таким образом, по нечетным годам ассамблея и итоговые награждения проходили с 2013 по 2021 год в парижском Лувре, а по четным этот гала-концерт путешествовал по разным странам.

Тонкая грань безопасности гонок. Монако-2023

Так, в 2016 году FIA на свою ассамблею собирала гостей в Вене. В 2018-м, когда еще Россия не была в опале мирового спорта, этот праздник был организован в Санкт-Петербурге. Запомнился он искренностью и веселым задором бронзового призера «Формулы-1» того года и чемпиона мира 2007 года Кими Райкконена, любимца миллионов болельщиков «Больших призов».

В 2020 году из Женевы, куда гонщики не смогли приехать из-за пандемии, при участии тогдашнего президента FIA Жана Тодта был организован виртуальный праздник в формате онлайн. В 2022-м чести принимать почетных гостей и лучших автогонщиков удостоилась итальянская Эмилия-Романья. Неудивительно, ведь «благодаря» пандемии появилась возможность дешево, если не сказать бесплатно, вернуться в календарь автодрому в Имоле. И таким образом Италия получила возможность в сезоне дважды принимать «Формулу-1».

Клетчатый флаг и финиш гонки. Испания-2023

С приходом к управлению федерацией Мохаммеда бин Сулайема генеральная ассамблея стала чаще собираться в выездном формате. И, несмотря на сложившуюся уже традицию по нечетным годам радовать своим гала-спектаклем Париж, предпочтение в этом году было отдано азербайджанской столице.

Льюис «сэкономил» 50 тысяч долларов

Как это ни странно звучит, но приезд 7-кратного чемпиона мира «Формулы-1» Льюиса Хэмилтона в Баку на чествование победителей и лучших автогонщиков сезона позволил британскому пилоту сэкономить 50 тысяч долларов. Точнее будет сказать, позволил гонщику команды «Мерседес», занявшему по итогам сезона 3-е место, избежать штрафа в названную сумму. Ведь отсутствие Хэмилтона на итоговой церемонии награждения в 2021 году стоило ему именно таких денег. Наказанием в виде штрафа FIA продемонстрировала 2 года назад свое отношение к вопросам соблюдения дисциплины. Надо сказать, что в последние годы федерация вовсю пользуется правом штрафовать за любые провинности пилотов «Формулы-1», исправно пополняя свой бюджет.

Перед гонкой на стартовой решетке Макс Ферстаппен выслушивает советы своего инженера

Два года назад своим отказом приехать на награждение в роли вице-чемпиона того сезона Льюис показал свое отношение к, мягко говоря, не очень справедливому судейству во время итогового Гран-при. Теперь же подобного рода сильных аргументов не было ни у кого. Чемпионат «Формулы-1» завершился в спокойной обстановке, задолго до финиша определив чемпионов в личном зачете и Кубке конструкторов – Макс Ферстаппен и команда «Ред Булл». Впервые стал вице-чемпионом «Формулы-1» второй пилот австрийской «конюшни» - мексиканский гонщик Серхио Перес.

Машина «Ред Булл» позволяла Максу Ферстаппену частенько лидировать в одиночку

Открытия сезона

Оскар Пиастри был приглашен на празднования в Баку как лучший новичок года. Справедливости ради следует отметить, что подобное звание австралийский гонщик уже имел удовольствие получать. Правда, тогда, два года назад в Париже, Оскар стал новичком года по итогам своего первого и единственного сезона в «Формуле-2». И хотя он стал чемпионом этой молодежной серии, являющейся последней ступенькой перед приходом в «Формулу-1», Пиастри оказался затем вне «Больших призов» на целый год. Ну не нашлось ему тогда места в копите боевых машин!

Неудивительно, что, оставшись без болида, австралиец с радостью согласился на предложение «МакЛарен» заменить своего соотечественника Даниеля Риккардо на сезон-2023. И пусть пришлось потом ему пройти через юридические инстанции вместе со своим менеджером, тоже австралийцем Марком Уэббером, чтобы разрешить контрактную проблему со своей альма-матер «Альпине», это того стоило. В этом году Оскар достаточно быстро адаптировался к незнакомой для него машине и хорошо вкатился в незнакомые ему трассы. В итоге он занял 9-е место в личном зачете. И пусть даже он проиграл своему напарнику Ландо Норрису более чем в два раза (у британца по итогам сезона 207 очков и 6-е место против 97 очков у австралийца. – Прим. авт.), не заметить успех дебютанта было невозможно. В японской Сузуке Оскар впервые поднялся на подиум, а двумя неделями позже финишировал вторым на Гран-при Катара.

Новичок года Оскар Пиастри

Еще одним открытием прошедшего сезона я бы назвал Лиама Лоусона. Новозеландец неожиданно для всех и в первую очередь для самого себя заменил за рулем болида «Альфа Таури» травмированного во время Гран-при Нидерландов Даниеля Риккиардо. И надо сказать, те пять гонок, которые Лиам провел среди двадцатки сильнейших автогонщиков планеты, позволили ему не затеряться среди авторитетов и опыта. И даже заработать 2 очка на Гран-при Сингапура. Правда, на положении команды в чемпионате это мало отразилось. Основной вклад в 8-е место итальянской скудерии внес японский гонщик Юкки Цунода. Он набрал 17 очков за этот сезон, чего хватило бы для этого места и без 6 очков Риккиардо, и уж тем более без тех 2 очков, которым так радовался Лоусон после финиша в Сингапуре.

Да, отрицать не буду, Лоусон был заметен на трассе. Но ему просто несказанно повезло сесть за руль машины, будучи резервным пилотом команды «Альфа Таури». Ведь, судя по его выступлениям в «Формуле-3» и в «Формуле-2», где он откатал по два сезона, новозеландец звезд с неба не хватал. Достаточно сказать, что в 2021 году он был девятым, а в прошлом году – третьим. В этом сезоне Лиам, уже обеспечив себе необходимое количество баллов для получения гоночной лицензии, позволяющей участвовать в «Формуле-1», решился с подачи руководства «Ред Булл» поехать покорять японскую «Супер-Формулу». И надо сказать, вполне успешно. Редко кому из европейцев удавалось добиться таких высоких результатов в Стране восходящего солнца. Лиам стал там по итогам сезона вторым, заработав вице-чемпионский титул.

Я полагаю, что Лоусон в этом году сильно вырос как автогонщик. Посему выпавший ему шанс в «Альфа Таури» (спасибо, Риккиардо. – Прим. авт.) был как раз к месту в качестве хорошего вознаграждения.   

Льюис Хэмилтон. Лишние предметы на трассе и желтый флаг. Монако-2023

Парадоксы чемпионата «Формулы-1»

Все это я пишу к тому, чтобы отметить, насколько талантливы гонщики в «Формуле-2». Недаром ее называют подножием «Формулы-1». Взять хотя бы бразильца Фелиппе Друговича, чемпиона «Формулы-2» 2022 года, или французов Тео Пуршера и Виктора Мартена, занявших первые два места в молодежном чемпионате в этом сезоне. Все трое могут хоть завтра сесть за руль болидов Королевы автоспорта. Но, увы, ни для кого из них мест в составе «Формулы-1» на следующий год не нашлось.

Если не считать уволенного накануне Гран-при Венгрии в июле этого года голландца Ника де Вриза, то нынешний состав «Формулы-1» оказался очень сплоченным. И это несмотря на почти 20-летнюю разницу между самым молодым ее участником Оскаром Пиастри, который родился 6 апреля 2001 года, и самым возрастным пилотом пелотона Фернандо Алонсо, который 29 июля отпраздновал свои 42 года. Команды на будущий сезон решили сохранить свои составы, лишив журналистов межсезонной интриги по персоналиям. В общем, получается, что пока ветераны не хотят уходить, молодежи в «Больших призах» не хватает пилотских мест. Прямо застой какой-то. Нет притока новых сил, свежих талантов.

У президента FIA с ветераном гонок Фернандо Алонсо особые отношения

Вот тут хорошо было бы запустить в этот гоночный «цирк» пару новых команд. Не просто ради галочки, а действительно сильных «конюшен», которые смогли бы что-то стоящее продемонстрировать.  

Кого нам ждать?

Если мы ведем речь про следующий сезон, то, увы, новых команд не появится. В ближайшей перспективе вполне реально мог бы прийти в формульный коллектив Марио Андретти. Напомним, что этот знаменитый американский гонщик итальянского происхождения 14 сезонов провел в «Формуле-1», став в 1978 году чемпионом мира. Кстати сказать, до сегодняшнего дня это единственный в мире гонщик, сумевший победить в таких гонках, как 500 миль Дайтоны , 500 миль в Индианаполисе и чемпионате «Формулы-1».

Помимо машин «Ред Булл», только этому болиду удалось однажды победить в сезоне-2023

Андретти – это настоящая автогоночная династия. Помимо прославленного Марио, в автоспорте хорошо известны имена его сына Майкла и внука Марко, а также других родственников, носящих эту фамилию. После долгих мытарств и настоящего сражения с конкурентами Андретти удалось-таки убедить FIA в серьезности своих намерений выступить в «Формуле-1» со своей командой. Именно со своей, а не выкупленной у нынешних участников «Больших призов». Это будет настоящая самостоятельная гоночная «конюшня» с мотористом от компании General Motors, решившей продвигать свой бренд Cadilac.

В ожидании нового регламента, который вступит в силу в 2026 году, команда Андретти хотела бы появиться в гоночной заявке уже на сезон 2025 года. Однако для этого требуется еще и одобрение действующих команд «Формулы-1». А вот с этим как раз таки и вышла неувязочка. Делиться своими призовыми деньгами не хочет никто. Появление новой «конюшни» фактически ведет к уменьшению выплат командам. Именно поэтому предварительное голосование показало, что новая команда может и не получить требующегося одобрения гоночных коллективов.

Бывший гонщик Дэвид Култхард берет интервью у своего бывшего босса Кристиана Хорнера. Испания-2023

Но поскольку FIA в лице своего нового президента настойчиво следует своей идее обновления чемпионата, то я полагаю, что найдутся аргументы, чтобы убедить команды принять новую «конюшню» в семью либо будут внесены изменения в правила приема, чтобы избежать блокировки решения автомобильной федерации на этот счет. Ведь как-никак команда-то будет выступать под флагом США, а с учетом заинтересованности самих хозяев чемпионата американской компании «Либерти медиа» в быстрейшем освоении Североамериканского континента становится очевидным, что поддержка у Андретти весьма серьезная. Не чета команде «Хайтек», солидный пакет акций которой недавно купил миллиардер из Казахстана Владимир Ким и которая не смогла преодолеть планку жестких требований FIA, чтобы присоединиться к семье «Формулы-1».

У каждого своя работа. Гран-при Испании – 2023

Еще один гоночный коллектив с очень большой вероятностью придет в «Большие призы» в 2026 году. Речь идет о немецком автопроизводителе Audi, который пошел по пути наименьшего сопротивления. Концерн просто решил купить уже давно существующую в «Формуле-1» команду «Заубер». В настоящее время завершается сотрудничество швейцарцев с итальянским брендом Alfa Romeo, начавшееся в 2018 году. Но до смены регламента перед сезоном 2026 года логотипы Audi не появятся на машинах из швейцарского Хинвиля, хотя немцы и выкупили уже значительный пакет акций у этой «конюшни». Команда будет выступать под швейцарским флагом, используя свое историческое название, доставшееся ей от ее создателя Петера Заубера.

На стартовой решетке встретились легендарные руководители команд швейцарец Петер Заубер и австриец Франц Тост

Появление нового моториста в лице сильного немецкого автопроизводителя с хорошей финансовой базой наверняка обострит конкуренцию в «Формуле-1». Но это вопрос не самого ближайшего будущего. Пока же 2024 год пройдет в ритме ныне существующего регламента, к которому лучше всех приспособилась команда «Ред Булл». Недаром же с такой легкостью ей доставались почетные трофеи чемпионов в эти последние два сезона.

Спринтам жить  

Спринтерские гонки пришли в «Формулу-1» относительно недавно. Сразу же после тяжелого ковидного сезона 2020 года. Сначала в виде эксперимента, а в этом сезоне они уже были прочно интегрированы в гоночные уикенды. Правда, не во все, поскольку и автодромы не похожи друг на друга, и время проведения разное, и логистика на разных трассах отличается, несмотря на, казалось бы, жесткое регламентирование процедуры проведения гонок и подготовки к ним.

Лэнс Стролл на «Астон Мартин» торопится по пит-лейну на испанском автодроме Монтмело

В любом случае система спринтерских гонок прошла достойную обкатку и заслужила право на жизнь. Ее оптимизация привела к тому, что в следующем сезоне спринты будут присутствовать ровно на трети Гран-при. Из 24 гоночных уикендов шесть пройдут со спринтерским форматом. Но главное, на мой взгляд, что сумели улучшить в этих форматах, так это приверженность классическому представлению о гоночном уикенде. В пятницу утром будет первая и единственная сессия свободных заездов. После обеда будет квалификация для спринта, а сама спринтерская гонка будет проходить в субботу в первой половине дня. И затем, как это и было с давних времен на протяжении многих десятилетий существования «Формулы-1», после обеда в субботу будет главная квалификация. И естественно, главное событие и сам Гран-при будет проходить в воскресенье после обеда или к вечеру, в зависимости от того, обычная это гонка или ночная.

Фактически спринт при таком раскладе становится просто разновидностью свободных заездов, то есть подготовки к главной гонке и спору за кубки Гран-при. Лишь в измененном формате, да еще и с начислением пусть небольших, но все же очков первой десятке гонщиков.

До начала следующего сезона остается чуть больше двух месяцев. Время пролетит быстро. Межсезонье пока не обещает бурных новостей на просторах «Формулы-1». Если же они будут, то мы обязательно вернемся к их обсуждению. А пока можно просто отдохнуть от гонок, чтобы накануне нового сезона дать наши прогнозы на то, что может ожидать нас в 2024 году. А заодно и подготовить аналитический материал для тех читателей и будущих потенциальных болельщиков, кто только собирается войти в семью почитателей Королевы автоспорта.

Владимир Васильев. Автопортрет со шлемом пожарного в Монте-Карло.


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter