Флейта-позвоночник

А ведь действительно позвоночник человека похож на флейту.
А ведь действительно позвоночник человека похож на флейту. И по форме, и по своему божественному предназначению.

Зимой 1994-го Валерка - директор агропромышленной фирмы Аскания-Нова (тогда многие переболели созданием своих фирм) - и я - его заместитель - работали на собственной птицеводческой ферме. Выращивали перепелов. И... строили. Строили вдвоем: и кирпичи, и блоки, и цемент, и бревна приходилось доставлять на площадку на себе.

Я помню тот блок до мельчайших подробностей. И цвет у него был неприятный - малиново-серый. Но я не стал осмысливать тревожные приметы: торопливо подхватил блок, поднял на уровень груди с намерением забросить его на леса. Тут у меня в пояснице и хрумкнуло. Остро и резко.

Еле добрался до вагончика, распластался на раскладушке и дня три не вставал. Однако долго разлеживаться было некогда: новое здание планировали закончить к лету. Поэтому вскоре опять полез на те чертовы леса...

А вот нынче прижало всерьез. Спину крутануло так, что позвоночник стал похож на знак вопроса. И я поковылял в районную поликлинику. Невропатолог Владимир Ровда впопыхах обстучал меня молоточком и объявил: дискогенный радикулит с каким-то реактивным индексом. Вот уж действительно: если не решить проблему сразу, то потом для ее решения потребуется гораздо больше сил и терпения. Обратись я к эскулапам хоть на три месяца раньше! А так... За собственное легкомыслие приходится платить слишком дорогую цену.

Но и у государства отношение к неврологическим заболеваниям не менее легкомысленное. По крайней мере, у меня сложилось такое впечатление. Судите сами. Владимир Афанасьевич в нашей райбольнице единственный специалист упомянутого профиля. Он и больных в отделении лечит, и в поликлинике кучу пациентов принимает (у меня однажды был талончик под номером 34). Где ж одному с таким объемом работы справиться! Аналогичная ситуация и в других районных больницах.

Я уж не говорю о технических возможностях. Набор аппаратов для исцеления радикулитов в ЦРБ скудный. Но даже при таком раскладе любанская больница умудрилась за 9 месяцев прошлого года спасти от этой хвори 60 человек. Еще примерно 40 оказана помощь в дневных стационарах при поликлинике.

Посидев в очередях в ожидании приема врача и насмотревшись на таких же кривых и хромых бедолаг, я понял: радикулит - болезнь нашей больной экономики. Экономики, где почти все технологии основаны на банальном принципе: бери побольше, кидай подальше. Особенно это проявляется в аграрном секторе. В колхозах и совхозах из-за ветхости и недостатка оборудования многое приходится элементарно брать на пуп.

Примеры? Пожалуйста! Все герои - мои коллеги по несчастью. Михаил Прохорович раньше занимался откормом колхозных бычков. Цеплял вилами влажный силос и забрасывал в кормушки рогатым. Раз на вилы набралось больше обычного. Думал, сложит. Ан нет! В позвоночнике треснуло, в глазах потемнело. В итоге - тот же дискогенный радикулит.

Степан Кузьмич заработал эту хворь на посевной (видимо, в качестве натуральной оплаты). Семена ячменя засыпались в сеялку при помощи шнека из бункера газончика. А вот минеральные удобрения загружали вручную. Схватил Степан Кузьмич мешок из кузова грузовика, а донести не смог - острая боль в спине и мужика, и его ношу повергла на землю...

* * *

Система медицинского обслуживания, предположим, Минщины напоминает пирамиду. Основание ее покоится на ФАПах, а пиком является Минская ордена Трудового Красного Знамени областная клиническая больница. Туда, на этот пик, и карабкаются люди с наиболее тяжелыми и сложными формами различных заболеваний.

Здесь, по логике вещей, должна иметься самая современная диагностическая и лечебная аппаратура. Но на самом деле это не так. Я был удивлен, когда на компьютерную томограмму позвоночника меня отправили в соседний Республиканский детский гематологический центр.

- Наш томограф бэушный, - объяснила заведующая первым неврологическим отделением областной больницы Нина Копыцкая. - Лет 5 его эксплуатировали в Америке, лет 5 - в Германии, и только после он попал к нам. Попал и сломался: какая-то трубка вышла из строя. Ремонт тянет не на одну тысячу долларов. А денег нет. Отсутствуют и другие аппараты. Например, магниторезонансный томограф, который дает еще более точную картину состояния тканей человеческого организма. Позарез нужны и электрокардиографы, электроэнцефалографы. Всего не перечислишь.

И именно позарез. Возьмем те же радикулиты. Контингент носителей этой болезни резко омолодился. И почти каждый случай осложнен. Тут и чудовищных размеров межпозвоночные грыжи, и смещения межпозвоночных дисков. Некоторые пациенты становятся на ноги только после третьего-четвертого курса лечения. И это тоже стоит немалых денег, которых, как известно, не хватает.

Когда меня определили в палату N 301 упомянутого первого неврологического отделения, я, увидев на столе телевизор, чуть не прослезился от радости. Вот, - думаю, - как медицинское начальство о комфорте больных печется! Но радость моя оказалась недолгой: дня через три сосед по палате, выписавшись из больницы, забрал телевизор с собой.

- Я работаю в отделении уже 25 лет - буквально со дня его основания, - говорит врач-невролог высшей категории Василий Иванцов. - Тогда во всех холлах стояли черно-белые Горизонты. Но с годами техника износилась. А заменить ее нечем - финансы, как говорится, поют романсы.

Впрочем, ладно. Не едут же сюда больные смотреть Вавилонскую башню или Убойную силу. Едут лечиться! Да и холлы теперь частенько используются под палаты: на диванах спят те, кто ожидает койку в стационаре (мне тоже как-то пришлось две ночи кантоваться на одном из диванчиков).

- Да, мест не хватает, - вздыхает заведующая. - Отделение рассчитано на размещение 40 больных, поток же гораздо больше. Приходится и кушетки в палатах ставить, и строже подходить к соблюдению норматива по койко-дням. Вообще же за 9 месяцев с начала прошлого года мы пролечили 691 человека, а за декабрь - 80. Результат неплохой. Радоваться бы, да...

На конец прошлого года за использованную электроэнергию, коммунальные услуги, медикаменты орденоносная задолжала свыше 190 миллионов рублей. Причем Боровлянское ПП ЖКХ долг в 36 миллионов собирается выколачивать из медучреждения через хозяйственный суд Минской области, о чем и уведомило администрацию больницы.

Да, главное медучреждение Минской области давно живет в долг. Не так давно, чтобы хоть как-то поправить положение, Миноблисполком за каждым отделением орденоносной закрепил то ли шефа, то ли спонсора. Первому неврологическому достались минский завод Вторчермет (поселок Гатово) и ИП Морозпродукт (Минский район). Директор завода Вторчермет Иван Андалюкевич с пониманием отнесся к проблемам больницы и пообещал для начала поставить отделению 40 новеньких прикроватных тумбочек.

Заведующая не скрывает своего восторга. Года полтора назад успели в отделении сделать кое-какой ремонт. А теперь вот и новая мебель!

ИП Морозпродукт, напротив, легло на дно и ни гу-гу. Нина Копыцкая не раз пыталась связаться с директором предприятия, но он под разными благовидными предлогами от конкретного разговора уклонялся.

Я понимаю, нынче Минская область солидно потратилась на новую технику для сельского хозяйства. Но вот информация к размышлению: в нашей 301-й из 5 человек - 3 водителя. В соседней 303-й из 4 - 3 водителя. У кого сильнейший радикулит, у кого - другая неврологическая хворь. Чтобы эти мужики сели за баранки Бизонов, их нужно лечить, используя самые передовые достижения медицинской науки и технологии.

- В областной больнице работать престижно, - поясняет заведующая отделением. - До сих пор сюда приглашают лучших специалистов на конкурсной основе. И трудятся они в основном на голом энтузиазме! Средняя заработная плата за 9 месяцев прошлого года составила по областной больнице 82.558 рублей, среднего медицинского персонала - 47.887 рублей. По нынешним временам - это сущие гроши. Еще меньше получают санитарки - в среднем 33.920 рублей. И потому клинике не хватает этих помощниц катастрофически.

И все-таки тут работают не волшебники. Поэтому, уважаемые читатели, я настоятельно советую вам беречь свою флейту-позвоночник. Заработать радикулит, как вы поняли, очень легко. А вот лечить его трудно!

Это подтверждает и некоторая статистика. В среднем из 70 больных, что пролечили в первом неврологическом отделении за месяц, 40 страдали именно такой хворью. И не всех тут ставят на ноги. Многих отправляют на операции в 5-ю клиническую больницу. И те, кого прооперировали, и те, кто от операции отказался, прямые кандидаты на получение группы инвалидности. Около 20 процентов пациентов отделения группу получают. С ней вроде можно и на работу ходить, но в зарплате здорово теряешь! И тогда мужики впрягаются в работу по полной программе. А потом снова сюда, с еще более жестокой патологией.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter