«Фишки» для денег

Эксперты обсудили инвестиционную привлекательность нашей страны

По разным оценкам, около 70 % основных фондов в экономике Беларуси нуждается в модернизации. Изыскать необходимые финансовые ресурсы внутри республики крайне затруднительно, но и привлечь иностранного инвестора — задача не из легких, особенно сейчас, когда мировой поток капиталовложений сократился. Мнениями об инвестиционной привлекательности нашей страны и способах повышения конкурентоспособности отечественной экономики поделились участники круглого стола, посвященного этой тематике.

Александр ГАЛЬПЕРИН, директор Департамента по ценным бумагам Минфина:

— В прошлом году принято немало законодательных инициатив, способствующих развитию рынка корпоративных ценных бумаг, чтобы белорусские предприятия могли привлекать финансовые ресурсы, выпуская акции и облигации. Практика осуществления сделок купли-продажи акций на биржевом рынке показала, что потенциал белорусских акционерных обществ достаточно высок, поскольку рыночная цена зачастую складывается гораздо выше номинальной.

Например, если на 1 января 2008 г. объем эмиссии акций составлял 16 трлн. рублей, то к 1 января 2009-го увеличился до 31,2 трлн. рублей, а к 1 июля — до 36,5 трлн. Что касается корпоративных облигаций, то в 2007 г., еще до принятия законодательных изменений в части налогообложения, объем их эмиссии составлял 385 млрд. рублей, по итогам 2008 года — 1,9 трлн., за 6 месяцев этого года — 2,6 трлн. И если полтора года назад насчитывалось только 7 компаний-эмитентов, в основном банков, то на сегодняшний день — 44 эмитента, среди которых и небольшие компании, и представители банковского сектора, и крупные предприятия, такие, как «Бел­трансгаз», «Витебскэнерго», «Гродно Азот».

В настоящее время завершается работа над проектом новой редакции Закона «О ценных бумагах и фондовых биржах», который предусматривает внедрение международных стандартов регулирования рынка ценных бумаг и его развития в стране. Ведется работа по созданию условий для развития института коллективных инвестиций. Сегодня основные институциональные инвесторы в стране — это банки, страховые организации и ряд профессиональных участников рынка ценных бумаг. Инвестиционных фондов в Беларуси нет, но готовится закон, который понятно и детально пропишет процедуру создания, функционирования и ликвидации таких организаций, требования к их деятельности. Кроме того, совершенствуется система контроля и надзора на рынке ценных бумаг ввиду его высокой рисковости. Уже сегодня в республике более миллиона граждан, имеющих акции, и их права как инвесторов необходимо защищать. Проводится также работа по повышению прозрачности рынка, чтобы акционеры могли оценивать ситуацию на предприятиях, в которые вкладывают деньги.

На сегодняшний день завершена работа по внедрению бездокументарных закладных, выпуск в обращение которых был преду­смотрен Законом «Об ипотеке». Разрабатываются законодательные нормы, которые позволят реализовывать программу выпуска депозитарных расписок, что расширит потенциальный круг инвесторов. Оговорюсь только, что, помимо законодательного аспекта, этот вопрос предполагает подготовку отчетности по международным стандартам, улучшение системы корпоративного управления на наших предприятиях.

Виталий СЕВРУКЕВИЧ, первый заместитель председателя РОО «БНПА»:

— Говоря о деятельности иностранных инвесторов, нельзя обойти тему защиты их прав и капиталов на территории Беларуси. Правовые основы для такой поддержки определил Инвестиционный кодекс, в одной из статей которого сказано: «инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы, к ним также не могут быть применены меры, равные указанным по последствиям». Законодательство позволяет совершить эти действия лишь при условии своевременной и полной компенсации стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества и других убытков, которые нанесены инвестору. В большинстве случаев это требование применяется, но иногда правоприменительная практика отстает от юридических норм. Жизнь вносит свои коррективы, поэтому назрела необходимость усовершенствовать Инвестиционный кодекс, и такая работа ведется. Но процесс этот достаточно длительный, поэтому и был подготовлен декрет Президента о создании благоприятных условий для активизации инвестиционной деятельности и защите прав инвесторов в Беларуси. Участвуя в обсуждении проекта этого документа, представители нашей ассоциации пришли к выводу, что он рассчитан на единичные случаи привлечения финансовых ресурсов. Между тем в стране есть достаточно много объектов, которые могут быть реализованы широкому кругу инвесторов. Немало предприятий уже приватизировано за последние 20 лет. Эти инвестиции тоже требуют определенной правовой защиты на уровне правоприменительной практики. Так, законодательство бурно развивалось, но до июля 1999 г. действовал старый Гражданский кодекс, принятый еще в 1964 г., и многие сделки совершались в рамках действующих на тот момент норм. Мы предложили в одном из пунктов декрета прописать, что «фактически произведенная возмездная передача объектов недвижимости, производимая на основании решения уполномоченных на момент такой передачи органов от одной организации другой до 1 июля 1999 г., с действующими на момент передачи формулировками, является передачей указанного имущества в собственность принимающей организации». Кроме того, мы считаем целесообразным в качестве дополнительного механизма защиты прав собственности инвесторов в Беларуси установить специальный срок исковой давности в отношении сделок, совершаемых в сфере приватизации и инвестирования, — 1 год с даты совершения сделки. Необходимо, на наш взгляд, исключить также возможность случаев, когда собственник объекта остается в стороне от судебного процесса и лишается своей собственности по формальным причинам: неправильно провели аукцион, некорректно оформили документы... Кстати, БНПА тоже в свое время выступила национальным инвестором и по действующим на тот момент законодательным нормам получила в собственность здание по ул. Маркса, 15, где располагается наш офис. К сожалению, этот объект в центре столицы для кого-то стал очень привлекательным… В прошлом году было поручение Президента, который рассмотрел все аспекты и согласился с нашим предложением — закрепить здание на праве собственности, придав ему статус Дома промышленников и предпринимателей. Но соответствующий проект распоряжения Президента так и не был подготовлен. Сегодня, по сути, уже завершился процесс изъятия здания у РОО «БНПА», но надеемся, что глава государства разберется в ситуации. Тем более что вопрос о компенсации пока повис в воздухе. Эта проблема касается не только нашего общественного объединения, но и инвестиционного имиджа республики в целом. Например, в Международном конгрессе промышленников и предпринимателей, с которым мы тесно сотрудничаем, обеспокоены ситуацией: совместно убеждаем зарубежных бизнесменов работать в Беларуси, но опыт БНПА может вызвать вполне обоснованные опасения… 

Петр ЛУКЬЯНОВ, первый заместитель директора Фонда государственного имущества Государственного комитета по имуществу:

— Тема приватизации, конечно, интересна и для граждан, и для инвесторов. С 1991 года было приватизировано свыше 4 тысяч госпредприятий — более половины. В республике выбран плановый метод разгосударствления, в то же время в последние годы принят ряд законодательных актов, которые направлены на улучшение инвестиционного климата в стране.

В соответствии с трехлетним планом в прошлом году на базе 157 предприятий создано 108 акционерных обществ. Сегодня, если обобщить предложения министерств и ведомств, планируется продажа около 160 ОАО. За последний год интерес инвесторов несколько поубавился, но не исчез. Кроме традиционных методов приобретения инвесторами доли предприятий, в частности покупки акций, мы предлагаем непосредственно участвовать в создании акционерных обществ, приобретать убыточные предприятия по льготным ценам, в том числе за одну базовую величину. Для более оперативного рассмотрения вопросов распоряжения государственным имуществом создана межведомственная рабочая группа во главе с руководителем Госкомимущества, куда вошли представители заинтересованных министерств и ведомств.

Владислав ЗОЛИН, начальник управления международного и инвестиционного сотрудничества и свободных экономических зон Главного управления инвестиций Минэкономики:

— Действительно, в республике принят Инвестиционный кодекс, который работает с 2001 г., и за это время он вполне себя оправдал. Но жизнь заставляет вносить изменения в отдельные позиции документа. Предположительно осенью для рассмотрения этого вопроса в Минэкономики будет создана рабочая группа. Но нельзя сказать, что в последние годы мы стояли на месте: только в 2008 г. принято около 40 нормативно-правовых актов, направленных на улучшение инвестиционного климата в стране, предусмотрена система преференций, в частности для резидентов свободных экономических зон и парка высоких технологий. Декрет Президента, о котором говорилось выше, в качестве гарантии дает возможность инвестору заключить инвестиционный договор – как с республиканскими органами, так и с облисполкомами, министерствами и ведомствами.

В оценке принимаемых инициатив мы чаще всего опираемся на отзывы самих инвесторов, а также авторитетных международных организаций. Например, сейчас ПРООН готовит инвестиционный обзор по Республике Беларусь, группа иностранных экспертов уже изучила наше законодательство, работу предприятий и министерств… Обзор будет представлен осенью в Женеве, и мы сможем получить определенные рекомендации. Но уже в ходе работы многие замечания инвесторов были сняты, внесены изменения в нормативные документы.

Одна из форм информационной поддержки привлечения инвестиций – проведение различных международных конференций, симпозиумов, как, например, Инвестиционный форум в Лондоне. Нам предлагали и в этом году организовать в одной из зарубежных стран подобную международную конференцию. Но принято решение, что форум, а также заседание Консультативного совета по иностранным инвестициям при Совмине Беларуси пройдут в ноябре в Минске.

Ирина НОВИКОВА, заведующая кафедрой экономической теории Академии управления при Президенте Республики Беларусь:

— Как уже говорилось, инвестиционной привлекательности на протяжении 1990-х годов уделялось большое внимание, но надо понимать, что экономические условия в 2000-х резко поменялись. Наша экономика, как и любая другая, функционирует в рамках глобализации. В Беларуси, действительно, многое делается для повышения конкурентоспособности, но и у ближайших соседей климат не хуже, и они также нуждаются в ино­странных инвестициях. Поэтому нашей стране надо найти собственную «фишку», чтобы такие ресурсы привлечь.

Промышленно развитые страны примерно с 1980-х годов стали перестраивать систему госрегулирования, все шире используя такую форму, как государственно-частное партнерство. Уже в этом столетии за ними потянулись «догоняющие» страны – Сингапур, Южная Корея… Нам тоже необходимо осознать, что не стоит слишком жестко контролировать свой бизнес, а правильнее создать для него благоприятные условия. И когда это увидят зарубежные бизнесмены, они сами к нам потянутся.

Что такое государственно-частное партнерство? Это система, при которой в реализации крупных государственных проектов используются преимущественно средства частного инвестора, а государство создает четкие условия. Например, в России первым таким проектом стало строительство шоссейной дороги из Санкт-Петербурга в Москву. В Южной Корее практически все крупномасштабные инфраструктурные проекты осуществляют с участием частного бизнеса. Когда я рассказываю об этом в Беларуси, мне говорят, что это не эффективно. Почему? Такое партнерство предполагает, что государство устанавливает стандарты участия частного бизнеса в проектах, а это значит, что не будет коррупции, сократится управленческий аппарат. Видимо, кому-то это не нравится… На самом деле нужно осознать, что инвестиционную привлекательность республики формирует не только деловой климат, но и инфраструктура: хорошие дороги, гостиницы и так далее. Если мы создадим комфортные условия, то инвестор не только вложит в Беларуси свои капиталы, но и останется здесь жить, будет реинвестировать прибыль. Законы о государственно-частном партнерстве приняты во многих странах: в Южной Корее – в 1997 году, в Германии – в 2003-м, в Польше – в 2005-м. И если мы будем долго размышлять, можем остаться в стороне от этого процесса. А инвестиции пойдут туда, где бизнесу комфортно…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter