Фирма менеджеров не свяжет?..

В сфере туризма в Беларуси сегодня занято свыше 9200 штатных сотрудников. В позапрошлом году их было в два раза меньше. Но и сейчас лишь два процента имеют специальное туристическое образование, высшее — чуть более трети

В сфере туризма в Беларуси сегодня занято свыше 9200 штатных сотрудников. В позапрошлом году их было в два раза меньше. Но и сейчас лишь два процента имеют специальное туристическое образование, высшее — чуть более трети. Все остальные — с общим средним и средним специальным. Печально. Ведь в белорусском туризме наступило новое время, когда отрасль стремится выйти на уровень международных стандартов. Кто же тогда ее будет выводить?

15 вузов страны ежегодно выпускают свыше 400 дипломированных специалистов. Но они по-прежнему в дефиците. Фирмы ищут в основном уже готовых менеджеров со стажем работы. Понятно, такие опытные специалисты на дороге не валяются. Но почему такой кадровый голод, не визуальный ли это обман? Тем более спрос на туристическое образование не падает. 

Социологические исследования показывают, что романтический ореол будущих профессиональных путешествий разбивается о быт повседневной рутинной работы, о трудностях которой студент, оказывается, и понятия не имел. Они известны давно, но в основном работодателям. В структурах  повыше об этом также стараются не говорить. Ведь какая туристическая организация, будь то  большая или маленькая, не использовала почти бесплатный студенческий труд? Начиная с практики, им давали самую разную черновую работу. И для вчерашних выпускников нет никаких послаблений. Это как армейское безальтернативное «надо!». 

К тому же какая перспектива, особенно денежная, у молодого, полного сил и амбиций специалиста? Несмотря на прилагаемые Министерством спорта и туризма усилия переломить ситуацию в пользу въездного туризма, большинство туркомпаний по-прежнему работают на выезд. Зачастую молодому выпускнику негде применить свои знания по иностранным языкам. К примеру, пришла гид-переводчик, хорошо владеющая французским языком, в одну известную столичную турфирму. Ждала несколько месяцев поездки за границу. А за весь год набралась только одна группа отдыхающих… 

Куда же тогда устраиваются работать выпускники вузов? Многие сворачивают с туристической тропы на более «хлебные» направления, которых предостаточно. Выпускники имеют прекрасные знания, владеют двумя иностранными языками. Любая коммерческая структура с удовольствием пригласит их. Они неплохо востребованы и как переводчики, и как специалисты в финансовых структурах. Востребованы и в самых престижных банках и СП, даже в строительных организациях. Другие же не менее успешно перегоняют автомобили, третьи нянчат зарубежных детей… А вот в турфирмах остаются единицы. Поинтересовался в нескольких центрах занятости о наличии спроса и предложения на менеджеров туризма. Оказалось, такие специалисты в списках почти отсутствуют. 

Нужно связать воедино логическую цепочку взаимоотношений между высшими учебными заведениями и работодателями в лице турфирм. Под чьим патронатом — Мин-образования или Минспорта – должен осуществляться госзаказ на эту специальность? Вот точка зрения директора Департамента туризма Министерства спорта и туризма Беларуси Виктора Янковенко: 

— Некоторые вузы отслеживают трудоустройство своих выпускников, анализируют потребность рынка в кадрах. Но турпредприятия занимаются этим делом недостаточно. Хотелось бы большего их участия. А госзаказ на подготовку туристических кадров доведен только до двух вузов – БГУ и Белорусского государственного экономического университета. 

— Кадровая политика туркомпаний за последние несколько лет  изменилась не в лучшую сторону, — отмечает заведующий кафедрой международного туризма БГУ Леонид Гайдукевич. — Если раньше их менеджеры  приходили на занятия, отбирали себе лучших, то теперь этого нет. Что говорить, если у нас есть проблемы даже с проведением практики. Туркомпании с будущими выпускниками не хотят работать. Нашими выпускниками больше интересуются другие страны, и не только соседние, а даже Китай. Дома они не востребованы. 

Стоит только позавидовать оптимизму Леонида Михайловича и других профессионалов отрасли, которые верят в лучшее. Их вера небезосновательна. В стране все большее развитие получает внутренний туризм. Принято немало  законодательных актов, направленных на развитие отрасли. Все больше белорусов приобщается к здоровому образу жизни, отдыху, путешествиям. И квалифицированные кадры, владеющие не только иностранными языками, но и маркетингом, менеджментом, экономикой, современными информационными технологиями, всегда будут важны и нужны. Хорошо бы, по специализации. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter