О новом проекте "Беларусьфильма"

Фильм под скальпель

Кинокритики в один голос восклицают: «Такого белорусский кинематограф за всю его девяностолетнюю историю еще не видел!» Нет, речь идет не о каком-то гениальном кинопроизведении. Скорее, наоборот. «Беларусьфильм» взял почти готовый, но достаточно слабый фильм самодеятельного режиссера и собирается довести его до ума. Выступив сопродюсером, киностудия планирует заработать на этом деньги.

Футбол и кино – две отрасли, в которых сегодня разбираются все. И если в спорте, не обладая хотя бы минимальными физическими данными, вряд ли можно чего-то достичь, то в кинематографе, оказывается, надо совсем немного, чтобы снять фильм. Сегодня таких примеров достаточно. Достали свою заначку, одолжили у друзей-знакомых тысячу-другую долларов и можно кричать: «Снято!» Так или почти так поступил и молодой человек по фамилии Сеньков (на снимке). Окончив академию искусств по специальности «Режиссер видеофильмов», зарабатывал на жизнь разными способами, в том числе как актер телесериалов и каскадер. Но, как говорят, мысль о своем большом кино не давала ему покоя. Игорь говорит, что в его голове было очень много разных идей, но за дело он решил взяться, только когда придумал военный фильм. Сколько денег и сил было потрачено – не важно, главное, Сеньков и себе, и другим доказал, что можно быть не только режиссером, сценаристом, главным героем, монтажером и т.д. По сути, в этом сложном технологическом процессе он прибег только к услугам оператора. Уже в готовом материале ему понадобилась и озвучка. Собственно, за ней он и пришел на киностудию. 

А дальше история почти как у Золушки. Его заметил генеральный директор. Игорь Поршнев объясняет: к нему уже не один раз приходили подобные режиссеры с просьбой взять под свое крыло. Приносили в основном доморощенные детективы, а здесь – военный фильм, что называется, наша тема. «Почему нет?» — подумал Поршнев и решил посоветоваться с худсоветом.

После первого в жизни Игоря Сенькова собрания критиков и профессионалов на молодом режиссере лица не было. Мнения были разные: от сдержанных до гневных. Кто-то считал, что задумка интересная, хотя есть драматургические провалы, но работать с этим материалом можно. Было мнение положить фильм под скальпель: придумать новый сюжет и использовать этот видеоряд. Но, пожалуй, самым категоричным был режиссер Александр Ефремов: это игрушки в кино.

13_кинолента (Копировать).jpgЭто мнения специалистов от кино, которые дотошно изучают все нюансы, копаются очень глубоко. Но в данном случае не надо быть великим знатоком, чтобы заметить такие явные проколы, как белоснежный воротничок у ползущего по лесу бойца или наполированный мотоцикл, едущий по бездорожью. Да и деревенский люд в «вышиванках» был больше похож на ряженых, собственно, как и сам главный герой — этакий Василий Теркин. Верно и иронично подметила кинокритик Людмила Саенкова: фильм Сенькова – это наш ответ «Выжившему», где герой так же отчаянно борется с собой, природой, отчаянием и болью. В итоге получается отличное пособие для скаутов, собирающихся в поход. Здесь вам и секреты по «оживлению» разбитого компаса, и даже медицинское пособие по извлечению пули из живота. Если честно, почти все полтора часа мне хотелось улыбаться там, где следовало бы пустить слезу. Хотя сюжет что ни на есть драматичный: бойца одного отправляют на задание, с которых редко возвращаются живыми.

Конечно, Сенькову было что ответить критикам. Но верно подметил все тот же Ефремов: «За режиссера должен говорить экран». Пока же этот ответ звучит неубедительно. Собственно, а чего можно было ожидать от фильма, на который потрачено три копейки? Хотя сам Игорь изначально нацеливал себя неплохо заработать на этом материале. У него перед глазами пример Андрея Мычко, такого же режиссера видеофильмов, который, потратив на свой первый фильм три тысячи долларов, заработал в три раза больше, прокатив его по белорусским кинотеатрам. Игорь Поршнев оперирует примерами мирового кинематографа, когда ничего не обещающий самодельный фильм приносил миллионы долларов. На «Беларусьфильме» о таком и не мечтают. Задача-минимум – сделать качественную ленту о войне и прокатить ее по стране. Наверняка есть и более амбициозные планы, но о них предпочитают умалчивать.

Это, в общем-то, и понятно. Финансовая ситуация на киностудии сегодня не позволяет мечтать о грандиозных проектах. Фильм Сенькова, по сути, может стать спасательным кругом для «Беларусьфильма». Как, впрочем, и сама киностудия для творения начинающего режиссера. Что из этого получится, пока даже сложно предположить. Но попробовать, мне кажется, стоит. Опыт, даже если он отрицательный, тоже опыт.

Готов ли сам Сеньков «лечь под скальпель»? Особой радости от этого он не испытывает, но к операции готов. Он отлично понимает, что ему еще многому надо научиться, и киностудия в этом случае не самый худший педагог. Новое руководство «Беларусьфильма», кстати, собирается плотно работать именно с молодыми режиссерами. В общем, киностудия собирается жить теперь по-новому.

stepuro@rambler.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter