Призы и награды «Лiстапада-2017»

Все «Золото Лiстапада»

Феерическая картина эстонского режиссера Райнера Сарнета c названием "Ноябрь" выиграла Гран-при XXIV ММКФ "Лiстапад". Событие символическое, и не только потому, что название картины удачно совпадает с брендом нашего кинофестиваля. В самой истории, которую рассказывает режиссер Сарнет на экране: о борьбе и выживании маленького народа, его сопротивлении и сохранении уникальности при любых обстоятельствах, - заложен мотив, нам близкий до боли. По сюжету в доисторические (языческие) времена в эстонском селе живут прекрасные юноша и девушка, Ханс и Лийна. Она беззаветно влюблена в него, а Ханс - в другую, дочь богатого барина из поместья. В селе рядом с бедняками живут домовые - допотопные роботы-трансформеры, собирают их эстонские жители из всякой всячины - обрезков металла, дерева и костей, даже из снега, бывает, лепят. Называются такие чудища Краттами, символизируют прагматичность эстонского народа. Да, домовые крепко помогают беднякам в хозяйстве, без их помощи перезимовать в голодной и холодной стране нереально. Но для того, чтобы оживить Кратта, заставить его болтать без умолку и работать на хозяина, эстонец должен заключить сделку с лешим, а может быть, и самим сатаной.

"Ноябрь"

Райнер Сарнет

Фильм поставлен по мотивам эстонского бестселлера, романа Андруса Кивиряхка "Ноябрь, или Гуменщик". Режиссер Сарнет настаивает на том, что не занимался чисто экранизацией произведения, в картине ему хотелось сохранить чудесный сказочный дух литературного источника. Как и многие эстонцы, режиссер был книгой пленен, вдохновлен и очарован. Роман пробуждает в душе самые глубоко запрятанные чувства из детства, когда мир живых и мертвых еще абсолютно неразделим и в происходящие чудеса веришь легко и охотно. Чума, например, бродит по деревне в образе козы, то, бывает, девушкой красивой обернется или жирной свиньей. Спастись от нее в первый раз поможет нехитрый рецептик: надеть на голову штаны. Во второй раз в битве с проклятой придется проявить недюжинную смекалку, которой, похоже, эстонскому народу не занимать, - их сказки, мифы и легенды на столетиях настаивались. Важный момент: дивные кадры Марта Таниэля за фильм "Ноябрь" также отмечены призом "Лiстапада" - "За лучшую операторскую работу имени Ю.А.Марухина". Решение жюри абсолютно справедливое: черно-белая картинка ленты - это визуальный шедевр, за чуткость можно только аплодировать команде судей во главе с венгерским режиссером Бенсе Флигауфом (его картина "Лили Лейн" выиграла Гран-при "Лiстапада" в прошлом году):

- Не смог тогда приехать за призом из-за своего рабочего графика. Но как же счастлив, что попал в Минск в этом году в качестве члена жюри, - программа основного конкурса настолько сильная, я искренне удивлен. Если точно такая же была и в прошлом году, мне есть чем гордиться. Сегодня главную награду мы решили отдать фильму "Ноябрь" потому, что он тронул нас больше всего, достучался до наших сердец. Решение жюри - это всегда личное отношение, а не какие-то объективные критерии. Можно только сердцем объяснить, почему из 12 лент мы выбрали работу Сарнета. Этот фильм - лучший. Только и всего.

"Иней"


Шарунас Бартас
Фильм "Иней" Шарунаса Бартаса жюри отметило наградой "За лучшую режиссуру". Размышления литовского режиссера об экзистенциальном кризисе подростков в Прибалтике, об утраченном для них понятии "родина" и сложном выборе между любовью и смертью повествует эта удивительная картина фаворита нашего фестиваля. Можно порадоваться карьере литовского художника на международной арене, фильм "Иней" принимал в этом году участие в Каннах, а в одной из главных ролей занята французская кинозвезда Ванесса Паради.

Приз основного конкурса "За лучшую женскую роль" ушел Ирине Горбачевой, сыгравшей главную роль в картине Бориса Хлебникова "Аритмия". Как утверждал сам режиссер, на роль отчаявшейся жены доктора скорой помощи он пробовал много актрис, в том числе и знаменитых. Но одна только Ирина Горбачева смогла убедить Хлебникова в том, что на экране она - товарищ и друг, а не только супруга. Органичность актрисы не осталась незамеченной и в Минске.

Немецкий актер Майнхард Нойман из ленты "Вестерн" удостоен приза "За лучшую мужскую роль". Режиссер картины Валеска Гризебах - ученица австрийского гения Михаэля Ханеке - рассказывает об адаптации немецких строителей на территории Болгарии. По началу они ведут себя нарочито по-хамски, с позиции силы качают свои права, но ближе к финалу им придется свернуть немецкий флаг, спрятать его в дальний угол чемодана и постараться добиться хоть капли уважения у местных жителей.

Приз «За лучший анимационный фильм» –  «И луна остановилась»
Режиссер
Юлия Рудицкая
Приз «За лучший документальный фильм» –
«Вокруг Беларуси на велосипедах с моторами»
Режиссер
Борис Николайчик
Награда "За лучший сценарий" досталась группе авторов азербайджанского фильма "Гранатовый сад" режиссера Ильгара Наджафа - чеховские мотивы этой тонкой истории еще раз доказывают простую истину: в кино первична драматургия, хорошая история.

"Завтра"

Юлия Шатун

В национальном конкурсе приз "За лучший игровой фильм" получила Юлия Шатун с картиной "Завтра". Выпускница университета культуры и искусства пришла в режиссуру внезапно, из ниоткуда - Юлия просто любит снимать кино. Свою дебютную работу она сняла за несколько дней "на коленках", при помощи друга-оператора Никиты Александрова. В главных ролях занята вся семья - мама, папа и брат. Несмотря на скромный бюджет и отсутствие какого-либо кинематографического опыта, первое высказывание Юлии зрители оценили аплодисментами - на сеансе в кинотеатре "Центральный" был полный зал. После просмотра благодарная публика хвалила Юлю за то, что фильм она сняла узнаваемый, - редко на большом экране увидишь нашу действительность. На фоне пейзажа провинциального городка протекают будни интеллигентной семьи. Отец семейства - бывший учитель английского, временно безработный. С деньгами трудно, ремонт в квартире не закончен, сыну-студенту в Минск надо куртку на зиму справить. В своем фильме Юлия ставит перед нами зеркало, в которое интересно заглянуть, увидеть, какие мы ладные, аккуратные, терпеливые и гордые. А еще чрезвычайно скромные: муж и жена смотрят дома на диване телевизор молча, сосредоточенно, сложив в замок руки перед собой. Да, мы такие, сдержанные в эмоциях на показ, верх нашего эротизма - совместное выбивание ковра зимой на улице. В такие моменты фильма "Завтра" невозможно было не думать о кубинской семейной паре из картины "Канделария" - жители солнечной страны в проявлении своих чувств гораздо смелее (лента отмечена дипломом "Лучшая пара"). Очень хочется верить, что Юлия Шатун свои увлечения режиссурой не оставит и ее успех на международном кинофестивале не будет случайностью.  

В фильме «Кентавр» режиссер Актан Арым Кубат сыграл главную роль

Актан Арым Кубат
Приза Президента "За гуманизм и духовность в кино" удостоен народный артист Кыргызской Республики Актан Арым Кубат, режиссер-постановщик конкурсного фильма "Кентавр". Еще одно мощное высказывание мыслящего человека о судьбе маленького народа. Актан Арым Кубат не считает себя философом или просветителем, он снимает картины о том, что его беспокоит: "Кентавр", например, пронизан болью за утраченное кыргызами духовное единство. Сильнейшая картина. Рекомендуется к просмотру обязательно, как и многие другие фильмы ушедшего "Лiстапада".

В кинотеатре "Пионер" открылся новый зал повышенной комфортности, и некоторые фестивальные хиты, в том числе "Аритмия", "Молодой Годар", "Хеппи-энд", "Квадрат", можно смотреть там, следите за расписанием.

viki@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter