Фестиваль без общего ритма

Cегодня в Праге завершается натовский "фестиваль" - саммит Северного альянса, ангажированный во всех европейских СМИ как "историческое событие для каждого европейца".
Cегодня в Праге завершается натовский "фестиваль" - саммит Северного альянса, ангажированный во всех европейских СМИ как "историческое событие для каждого европейца". Правда, несмотря на усилия организаторов, мажорное оформление всего "концерта" не смогло сгладить давно вызревших противоречий между его участниками. Более того, растущие амбиции "дирижера", то есть Соединенных Штатов, как выяснилось, все более тяготят его европейских коллег.

"Пражской весны", второго рождения НАТО, осторожно названного его генсеком Джорджем Робертсоном "эрой трансформации", не получилось. Да, семь кандидатов "новой волны" впустили в НАТО, о чем и было объявлено после торжественного заседания Североатлантического Совета глав государств и правительств всех 19 стран-участниц. Но этот "прилив" сил означает вовсе не военно-стратегическое продвижение, а скорее чистую формальность. О чем недвусмысленно свидетельствует прибытие в Прагу российской делегации во главе с Игорем Ивановым для участия в работе "двадцатки". Натовский стержень США - Европа уже выбит осью Вашингтон - Москва.

Антиглобалисты, конечно, барабанили в железные кастрюли под пражским рестораном, пытаясь испортить ужин министрам иностранных дел стран-участниц, и рвались обесточить здание конгресс-центра, скандируя лозунги "мы - против натовской военщины!" Но это ставшее уже привычным проявление политической субкультуры огорчило участников гораздо меньше, чем собственные разногласия.

Военная роль НАТО, переоснащение войск и создание сил быстрого реагирования - именно на этой теме столкнулись в кулуарах и на трибунах саммита европейский и американский взгляды. Вашингтон хотел бы видеть в НАТО объединителя всей Европы, отобрав у ОБСЕ и Евросоюза эту привилегию. Ну а Европа, понятно, желает сама "наводить порядок" в зоне евро.

Европейские силы быстрого реагирования предполагалось создавать в размере 60-тысячного корпуса, а Вашингтон сегодня настаивает всего лишь на 20 тысячах. Военно-техническое превосходство США вообще очень болезненно воспринимается в Брюсселе. Да и предпочитают европейцы миротворческие, а не наступательные силы.

Словом, у Европы сейчас классически хорошая мина при плохой игре. Впрочем, что ей еще остается, оркестром-то дирижируют в Вашингтоне. Европейская же дипломатия на саммите не одержала сколько-нибудь значимой победы. Напротив, допустила ряд досадных проколов. Евросоюз, угрожая плотным фронтом выступить против Беларуси и запретить белорусским должностным лицам въезд в ЕС, не нашел абсолютной поддержки даже у своих членов. В итоге, как отмечают и германские газеты, в глупейшей ситуации оказалась Чехия, решившаяся на беспрецедентный шаг дипломатического давления. Между тем, как сообщает белорусский МИД, наш постоянный представитель при НАТО Сергей Мартынов участвует в пражском саммите Совета евроатлантического партнерства, представляя там белорусскую позицию по всем актуальным вопросам.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter