На Гродненщине завершили реконструкцию только на 67 фермах из 108 запланированных

Фермы не мычат и не телятся

Благая идея — раз и навсегда покончить со старыми молочно-товарными фермами – пришлась по душе всем. Новые стены, современное оборудование, высокие показатели надоев и, как следствие, экспорта… Окрыленные будущими успехами, руководители дружно принялись за реконструкцию. Прошел год, второй. Каковы результаты? Оказалось, хвастаться нечем. На Гродненщине полностью завершили реконструкцию на 67 фермах из 108 запланированных. 


Екатерина Омельченко попала по распределению в СПК «Рассвет-Агро» Вороновского района. Первый год работы ветеринаром оказался самым тяжелым в жизни молодого специалиста. Фермы, оказавшиеся в ее ведении, производили удручающее впечатление, а работники — сплошь пенсионеры. Они бы и хотели работать по-другому, но не умеют. Да и чему здесь можно научиться? Крыши коровников норовят упасть на голову, кругом антисанитария. Получается замкнутый круг: зарплата зависит от надоев, условия же – как для людей, так и для животных – невыносимые. В результате — низкие надои и такие же зарплаты. Екатерина с трудом дождалась окончания срока отработки и принялась паковать чемоданы. 

А как же обещанная модернизация? Комитет государственного контроля проверил ход обновления молочно-товарных ферм Гродненщины. Вопросов оказалось больше, чем ответов. Десятки ферм начали реконструкцию, но вряд ли в скором времени здесь увидят обновление. Четыре такие фермы находятся в Вороновском районе, по одной — в Лидском, Новогрудском и Ошмянском. Кстати, Вороновский район — в зоне особого внимания. Руководители хозяйств и представители власти не могут ответить на простой вопрос: когда закончится строительство, а главное, назвать источники финансирования для окончания реконструкции молочно-товарных ферм. Сегодня просроченную задолженность за уже выполненные подрядчиками работы взыскивают с хозяйств в принудительном порядке через суд. 

Вот наглядный пример. В том же СПК «Рассвет-Агро», где работала наша героиня, на молочно-товарной ферме «Утканы» построили здание молочно-доильного блока и здание коровника. Осталось ведь совсем немного, уже закуплено доильное и молочное оборудование. Но рабочие свернули деятельность, так и не завершив бетонные работы и установку стойловых конструкций. До реконструкции второго коровника и благоустройства территории руки также не дошли. В глаза бросается низкое качество выполненных строительных работ: здание котельной уже пошло трещинами, кое-где осыпается штукатурка. Зато просроченная задолженность строителям впечатляет – 5,6 млрд. рублей. Такая же ситуация в других сельхозкооперативах Вороновского района. КСУП «Совхоз Вороновский» задолжало 9 млрд. рублей, СПК «Трокельский» – 4,8 млрд. рублей. 

Руководители хозяйств негодуют не меньше проверяющих органов. Начатая реконструкция сыграла с ними злую шутку. Закредитованность выбивает из колеи, не дает покоя ни ночью, ни днем.

«Все фермы в хозяйстве построены в 1970-х годах, понятно, что реконструкция жизненно необходима, этого требует время, – делится наболевшим председатель СПК «Рассвет-Агро» Роман Ясюкайть. – Пришел сюда руководителем полтора года назад и понимаю, что выйти на хорошие показатели будет очень трудно. Да, ферму «Утканы» пока не ввели. Но на первый пусковой комплекс необходимо было 13 млрд. рублей, а банк выдал нам только 8 млрд. Да еще под 48% годовых. Мы столько не зарабатываем. Полная реконструкция только одной этой фермы обойдется в 33 млрд. рублей, а наша выручка за год составила 23 млрд. рублей. Вот и стройте, как хотите. С персоналом вообще завал – 60% работников закодированы от алкоголизма. Ферму-то мы достроим хозспособом, но в целом это не решит проблему. 

Конечно, отношение к делу у всех разное. Бывает, что бесхозяйственность некоторых руководителей очевидна. Тут уже не избежать взысканий. Во время проверки СПК «Неверовичи» Волковысского района выяснилось: кооператив приобрел дорогостоящую импортную доильную установку. При том, что всего полтора года назад в лизинг купили доильное оборудование производства «Белагросервиса». Новенькая доильная установка хранилась на складе и обнаружилась только во время проверки. Сейчас ее перераспределили в другое хозяйство – может, там с ней поступят рачительно. 

Заместитель начальника управления контроля за работой агропромышленного и природоохранного комплексов КГК Гродненской области Валентина Богдан замечает: иногда СПК остается сделать последний шаг – найти способ завершить огромную работу своими силами. Но мало кто решается найти в себе эти силы, самостоятельно вырыть сенажные траншеи и благоустроить территорию. То есть выполнить те работы, где не требуются специалисты. В целом задолженность сельхозпредприятий области подрядчикам составляет более 153 млрд. рублей. Для завершения всех предусмотренных проектно-сметной документацией работ необходимо 318 млрд. рублей. 

У тех, кто уложился в сроки и продемонстрировал новенькие, сверкающие чистотой коровники, другая беда – в эти объекты некого заселять. Организациям не хватает поголовья для комплектации. Фермы новые, а коровы-то старые. Возможно, буренки пока не оценили по достоинству свое новое жилье, но молока они дают еще меньше, чем прежде. При такой ситуации молочные реки дальше границ не потекут. 

Татьяна КОНДРАТЬЕВА

tanula.k@mail.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter