Фемида ля комедиа

Их служба опасна.
Их служба опасна. Трудна и видна. И даже отчетливо слышна. В каждом матче им приходится выслушивать в свой адрес порцию перченых, порой переходящих всякие этические нормы, эпитетов. А уж кто из нас не кричал, срывая голос, надрывно болея на трибуне стадиона, классическое и оттого ставшее совершенно безобидным и даже ироническим: "Судью на мыло"?

Не суди!

Саперы ошибаются лишь раз. Футбольные арбитры - гораздо чаще, хотя их оплошности тоже нередко приводят к взрывам. Взрывам возмущения, негодования, а иногда и страшной, слепой ярости. Каких только колкостей не довелось услышать в адрес румынского рефери Александру Тудора, обслуживавшего поединок белорусской и сербской "молодежек" на недавно завершившемся чемпионате Европы. Помните? "Такую личную неприязнь я испытываю к потерпевшему, что просто кушать не могу", - известная кинофраза лишь очень приблизительно передает настроения, царившие в среде белорусских болельщиков после фокусов Тудора в той встрече. А вспомните удаление Овчинникова в матче с португальцами и его глаза с немым укором: не виноватый, дескать, я...

Судей наказывают. И наказывают строго. Так что не надо вешать на них всех собак. Играть надо. Самим. И все тогда будет в порядке. А у рефери жизнь совсем не сахар. Их отстраняют от матчей, лишая тем самым, прямо скажем, "кучерявого" гонорара. Ну вот для примера. Матчи финальной стадии чемпионата Европы в Португалии обслуживали 40 судей, из них 12 - главных. За каждую встречу чемпионата Европы рефери получили по 10 тысяч швейцарских франков (примерно 17 миллионов белорусских рублей). И это без учета 250 франков суточных. В национальных первенствах платят гораздо меньше. А за плохое судейство еще и поколотить могут...

Рефери в "ринге"

Долго копаться в памяти, чтобы припомнить методы физического воздействия на судей, не пришлось. Совсем свежий пример. Россия. Текущий чемпионат. Поединок московских "Торпедо" и "Спартака". Арбитр Александр Колобаев. И вот что интересно: и отсудил вроде нормально, свистел исключительно по делу, претензий никто не предъявил во время матча. Предъявили после. Как любят писать в детективах: под покровом ночной темноты, когда сумерки скрывают лица, из-за угла появились... Впрочем, сколько было нападавших, арбитр заметить не успел, ибо моментально был свален сильным ударом в лицо. Что было дальше, он помнит смутно.

Иногда подобным образом взывают к сознанию судей прямо на стадионах. В Махачкале, например. После одного из поединков в судейскую комнату ворвались двое неизвестных и стали качать известному арбитру Юрию Чеботареву права. От слов скоро перешли к делу. Досталось даже попытавшемуся встать на защиту "униженного и оскорбленного" инспектору матча... Тумаки раздавали налево и направо. Все эти "милые шалости", к слову, обошлись всего-навсего в трехматчевую дисквалификацию стадиона.

Однако все это цветочки в сравнении с ягодками, что выспевают в областях, в первенствах КФК, откуда в последнее время взяли моду приглашать футболистов белорусские клубы разных рангов, в том числе и высшей лиги. В одном из поединков Ярославской области арбитра с известной в артистических, но не в футбольных кругах фамилией Пуговкин недовольные его талантом игроки решили проучить прямо на месте событий - на поле. Не успел рефери достать из кармана красную карточку, как тут же получил "гонорар" - удар кулаком в лицо. Этим дело не ограничилось, и подоспевшие партнеры хулигана продолжили экзекуцию. Спастись бегством Пуговкин не сумел, и от серьезных последствий его спасли лишь вмешавшиеся в процесс бития, которое должно было, по мнению разбушевавшихся спортсменов, определить сознание арбитра, футболисты команды-соперницы. Матч, естественно, был прерван.

Может, нашим арбитрам стоит взять на вооружение чилийский вариант? Там своя футбольная специфика и судейская этика. Недавно в чемпионате этой страны произошел случай просто анекдотичный. Представьте себе такую картину. Напряженный матч. Идет его последняя минута. Счет ничейный. Судья берет на себя смелость и назначает пенальти. Естественно, его тут же окружают возмущенные игроки: бранятся, галдят, толкаются. В общем, прессингуют арбитра. Рефери, надо сказать, оказался не робкого десятка и мужественно принял бой. Не долго думая, он со всего маху пнул коленкой самого агрессивного из нападавших. Охи, вздохи - и главный задира рухнул как подкошенный. Его товарищи тут же оробели и притихли. Арбитру этого показалось мало, и он добавил. На сей раз в рамках правил: показал павшему ниц бедолаге красную карточку за... симуляцию. Немая сцена. А на что же они действительно рассчитывали, не выгонит же арбитр с поля себя?

Кто скрывается под "мантией"?

Ни для кого не секрет, что нет такой профессии футбольный рефери. Все арбитры не являются профессионалами. Судейство в какой-то мере можно отнести к своеобразному и, как мы уже убедились, довольно высокооплачиваемому хобби. О гражданских специальностях судей, обслуживающих первенство Европы в Португалии, наша газета уже рассказывала. Есть довольно специфические профессии и у белорусских рефери. Михаил Архипов из Жодино, например, работает на кузнечном заводе тяжелой штамповки. Не в цехе, понятное дело, но все же колоритно. Брестчане Константин Дайлид и Сергей Шмолик преподают в Брестском пединституте. Самый молодой арбитр, 25-летний гомельчанин Алексей Кульбаков, - работник связи. Георгий Вербицкий из Слонима - директор местной ДЮСШ. Аналогичную должность в Лиде занимает Валерий Язевич. Николай Метельский - директор центра физического воспитания Ленинского района Минска. Есть также очень предприимчивые судьи - частные предприниматели: минчане Валерий Петрович и Александр Чебыкин. Юрий Майстров из Фаниполя и столичный арбитр Андрей Жуков, как и гродненчанин Казимир Знайдинский, числятся временно не работающими.

Между нами говоря, по белорусским меркам труд наших арбитров тоже оплачивается довольно неплохо. Это, конечно, не Европа, но на хлеб, а иногда и с маслицем должно хватать. Один матч в высшей лиге для судьи в поле оценивается в 25 минимальных заработных плат. Исходя из того, что "минималка" нынче составляет 19.000, умножим - и получим 475 тысяч белорусских рублей. В месяц арбитры проводят порядка 2 - 3 поединков. Дальше потрудитесь сложить сами...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter