Фармацевтическая субстанция

О фармацевтике

Фармацевтика и биотехнологии в мире растут просто взрывными темпами. За год эта сфера прирастает на 15, а то и 20 процентов! Предполагается, что к 2020 году объем мирового фармацевтического рынка расширится до 1,3 - 1,5 трлн. долларов. Основные его игроки - США, страны Евросоюза, Япония. У Беларуси в этом "пироге" - сотые доли процента. Но для нашей страны даже небольшое их увеличение играет огромную роль. Пока основную часть лекарств нам приходится завозить из-за рубежа. Однако поставлена задача: к 2015 году половину всех необходимых для страны препаратов (в денежном выражении) нужно производить самим. Безусловно, без науки тут не обойтись, а потому активно задействована Национальная академия наук. Можно сказать, тут идет работа над фундаментом брэнда "белорусские лекарства".


Зайдем в любую аптеку, исследуем полки: что тут "сделано в Беларуси"? Шеренга витаминов, БАДы и... собственные аналоги известных зарубежных лекарственных средств, так называемые дженерики. Есть даже брэндированные дженерики, то есть копии инновационных препаратов под новым именем, например, наш флюстоп - близнец нашумевшего во время эпидемии "птичьего гриппа" тамифлю. По оценкам экспертов, лишь каждое десятое лекарство можно считать инновационной разработкой. И, кстати, даже с этим показателем мы вполне способны вписаться в общую картину - по статистике, дженерики составляют до 88 процентов всех лекарств в мире. Однако это вовсе не означает, что можно почивать на лаврах. Сергей Усанов, член-корреспондент, академик-секретарь Отделения химии и наук о земле НАН, выделяет три направления, где сконцентрированы изыскания ученых.


Во-первых, это разработка новых подходов к получению лекарственных соединений. Например, уже известные препараты на "академическом" НПЦ "ХимФармСинтез" получают оригинальными методами, разработанными в Институте биоорганической химии: некоторые стадии, которые обычно осуществляются с помощью химических реакций, выполняют природные катализаторы - ферменты. Во-вторых, создание более эффективных комбинаций, соединений из уже известных компонентов, и в-третьих - поиск альтернатив для применения уже имеющихся лекарств. На плечах НАН, по сути, создание новых, наукоемких технологий производства препаратов.


Безусловно, изыскание скрытых возможностей у известных лекарств себя более чем оправдывает. Ведь они уже прошли регистрацию, а потому сама процедура внедрения в обиход будет и быстрее, и дешевле. Не секрет, что разработка препарата с нуля требует около миллиарда долларов, не говоря о десятках лет, которые уходят в том числе и на доклинические и клинические испытания. И тем не менее в Институте биоорганической химии именно получение новых лекарств называют одной из важнейших областей. Например, исследования, которые тут проводятся, позволят создавать более эффективные противогрибковые средства, препарат, контролирующий кровяное давление. Из уже имеющихся результатов - 2 оригинальные разработки: декрехол, снижающий концентрацию холестерина (уже выпускается), и антацидный препарат, защищенный 2 патентами (подошел к стадии клинических испытаний). В планах - работа над таргетными лекарствами: это такой новый тип препаратов направленного действия, которые бьют в организме именно туда, где есть неполадки.


Кстати, интересно, что дженерики и инновационные разработки, которые вроде бы должны противоборствовать, как старое с новым, на деле помогают друг другу. И дело даже не в том, что любой нынешний дженерик - это бывшее новшество. Вот возьмем для примера белорусско-голландское предприятие "Фармлэнд", дислоцирующееся в Несвиже. Заработав денег на копиях, поднабрав, так сказать, сил, построив здание, закупив оборудование, оно пришло к выводу: пора менять стратегию. Оказалось, идти вперед без контактов с коллегами, кооперации в исследованиях невозможно. Сейчас тут по уникальной технологии, разработанной совместно со специалистами из РНПЦ "Кардиология", производят кардиопротезы. В год с ними делается 300 операций детям и 500 взрослым. А благодаря сотрудничеству с РНПЦ эпидемиологии и микробиологии на свет появился лактоиммуноглобулин противоротавирусный, позволяющий противостоять так называемому "желудочному гриппу".


В целом же по программе импортозамещения фармпродукции планируется получить 26 новых фармацевтических субстанций - веществ, лежащих в основе лекарства, и 46 препаратов. Много это или мало? Учитывая, что за каждой позицией стоит длительная работа ученых и сложнейший синтез и в каждой нуждается рынок, - очень много. Есть надежда, что наш фармрынок, который, по оценке экспертов, последние пять лет рос довольно вяло, значительно оживится.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter