О том, что можно почитать о любви, жизни и закате европейской цивилизации

Фантазии о гибели и любви

Кацярына Ваданосава. Мiфатворчасць. Кацярына Массэ. Аўтакамунiкацыi. Электронная кнiгарня, 2015.

Электронныя выданнi непазбежна займаюць сваё месца на рынку i ў чытацкай свядомасцi. А яшчэ такая форма дае магчымасць выйсцi да чытача маладым пiсьменнiкам. Таму сёння я прадстаўляю вам дзве з такiх першых «электронных ластавак» на беларускай лiтаратурнай прасторы, кнiгi маладых паэтак Кацярыны Массэ i Кацярыны Ваданосавай. Адна з Кацярын, Масcэ, нягледзячы на зусiм юны ўзрост, ужо мае паэтычныя зборнiкi. Але «Аўтакамунiкацыi» — першы яе зборнiк на беларускай мове. Паэзiя з моцнымi вобразамi, насычаная цытатамi i алюзiямi, з напружанай iнтанацыяй i фiласофскiм роздумам. Паэзiя максiмалiсцкая, якая адпрэчвае загалоўныя лiтары, часам больш сканструяваная, чым прачулая, часам больш эмацыйная, чым вывераная. Калi ж да яе дадалася энергетыка беларускай моўнай стыхii, вершы зайгралi новымi адценнямi i падтэкстамi. «Мне споўнiлася васемнаццаць тысяч слоў, бо ў паэта замест лёсу — лексiкон», — запэўнiвае паэтка.

Я злева: пiшу ў паветры класiчную фрэску.

Ты — справа: ставiш лэптоп на загрузку

i кажаш мне штосьцi па-нямецку.

А я маўчу.

Па-беларуску.

Кацярына Ваданосава — вядомая музыка i спявачка. Яе вобраз выклiкае асацыяцыi з фэнтэзi, пра што сведчыць i вокладка. Але ў тэкстах не пераважвае сярэднявечна–рыцарскi антураж. Першы паэтычны зборнiк Кацярыны Ваданосавай «Мiфатворчасць» — гэта лiрыка, рамантычныя i зусiм не эксперыментальныя вершы пра каханне.

Я з табою. Не бойся. Нiколi не сыду па ўсяведнай траве.

Пальцы чэпкiм карэннем магнолiй прарастуць

скрозь далонi твае.


Мишель Уэльбек. Покорность. Роман. Издательство АСТ. Москва, 2016.

Уэльбек берется за самые горячие темы — секс–туризм, упразднение морали, разрушение семьи, вытеснение человеческой личности из современного мира... Резкая критика западной цивилизации, разные варианты краха этой цивилизации... На этот раз автор предрекает ее гибель от экспансии мусульманского мира, что, конечно, неоригинально, но показано весьма правдоподобно на судьбе отдельно взятого француза. Действие происходит в недалеком будущем. Интеллектуал Франсуа посвятил жизнь изучению творчества Гюисманса. Он — профессор Сорбоннского университета, весь такой одинокий и умный. Время от времени завязывает с кем–то из студенток ни к чему не обязывающий роман, пишет статьи, плывет по течению, едва замечая, как меняется окружающий мир. Да, все больше людей с автоматами, да, звучат взрывы терактов, к власти приходит президент–мусульманин. Женщины на улицах больше не ходят в коротких юбках, в школе ввели раздельное обучение... Зато семейные ценности возвращаются. На улицах не воруют, безработица исчезла, поскольку женщины поголовно увольняются — но возвращение их к устоям хорошо оплачивается. Франсуа выгоняют из университета, поскольку Сорбонна становится исламской, но пенсию предлагают большую! Чего же возмущаться? Да, попереживал. Невыносимо и расставаться с любимой девушкой–еврейкой, которая с семьей спешно уезжает в Израиль... Жаль и Гюисманса — понятно, что при новом порядке он не очень нужен. Но когда ректор предлагает вернуться на работу, для чего необходимо принять ислам — Франсуа постепенно покоряется. Почему нет? Ему подберут хороших жен, достаток обеспечат восточные спонсоры, выкупившие университет. В конце концов, остальные же смирились! Прощай, европейская цивилизация...

Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр-т Независимости, 72.

Советская Белоруссия № 22 (24904). Пятница, 5 февраля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter