Ездить на заработки в Россию становится невыгодно

Держаться сильных партнеров оказывается не всегда выгодно
Держаться сильных партнеров оказывается не всегда выгодно. Когда они начинают испытывать сложности, это чревато проблемами и в собственном доме. Сегодня экономисты стран СНГ горячо обсуждают публикацию The Guardian с красноречивым названием «Валютный кризис в России представляет угрозу для девяти стран региона». Падение курса российского рубля не только серьезно ударило по соседской экономике, но и поставило под угрозу благосостояние других постсоветских государств, в основном стран Средней Азии. По подсчетам издания, в 2015 году девять бывших союзных республик огульно могут потерять более $ 10 млрд. Для некоторых это серьезный удар по доходной части бюджета.

Под ударом оказались экономики тех стран, которые во многом зависят от денежных переводов из-за рубежа. Работающие в России трудовые мигранты отправляют своим семьям деньги — от этого живет экономика страны — донора трудовой силы. Но из-за девальвации рубля сумма таких отправлений сократилась практически наполовину, кроме того, многим потенциальным работникам теперь стало невыгодно ездить в Россию на заработки. 

Оцените сами: от денежных переводов из-за рубежа зависит 42% экономики Таджикистана, 31,5% — экономики Кыргызстана, 25% — Молдовы, 21% — Армении, по 12% — Грузии и Узбекистана, 5,5% — Украины и 2,5% — Азербайджана. Ударило и по Прибалтике: в числе пострадавших Литва, 4,5% экономики которой зависит от почтовых поступлений извне. Это все оценки Всемирного банка.

Понятно, что в большинстве своем такие переводы приходят в вышеперечисленные страны в основном от иммигрантов из России. Например, в Армении, Грузии, Молдове и Украине доля российских адресатов в общем объеме денежных переводов из-за рубежа — более 40%, а в Кыргызстане — 79%.

Число гастарбайтеров, едущих в Россию на заработки, упало на 70% — сотни тысяч безработных молодых людей вернулись на родину. Что, кстати, создает дополнительные проблемы странам Центральной Азии. Падение российского рубля спровоцировало девальвацию национальной валюты в Туркменистане (на 21%). Такое же давление испытывает и белорусский рубль, и даже казахстанский тенге, хотя в феврале прошлого года он и без того разово ослаб. 

Впрочем, британцы не были бы британцами, если бы в бочку дегтя не плеснули еще и черных чернил — для пущего цвета. В кризисном 2009 году, когда наблюдались сходные тенденции, объем денежных переводов в страны СНГ из России, наоборот, вырос. Тогда гастарбайтеры продолжали миллиардами выводить деньги, и ни замораживание строек, ни проблемы у торговли на рынках (где, как правило, работают приезжие из СНГ) не повлияли на объемы этого денежного потока. По данным ЦБ РФ, во втором квартале 2009 года — именно тогда страна преодолевала «дно» кризиса — из страны через различные системы перевода, банки и почту России было выведено $ 5,7 млрд. Это почти на миллиард превышало показатели первого квартала того же года.

Сейчас сокращается не только сумма переводов от трудовых мигрантов, но и количество отправителей. По данным ФМС, за первые десять дней 2015 года число иностранных граждан, приехавших в Россию, сократилось на 70%. Мигранты, уехавшие домой перед праздниками, просто не вернулись. Причина такого серьезного снижения не только в падении рубля. С начала нынешнего года в России законодательно ввели новую патентную систему для граждан из стран СНГ, прибывших в безвизовом порядке. Такие нововведения обременяют мигрантов ежемесячной оплатой налога на патент (увеличение ставки налога более чем в три раза), а также иными расходами для приобретения необходимого перечня документов. На граждан ЕАЭС нормы эти не распространяются, все-таки единое пространство подразумевает перемещение рабочей силы внутри союза без каких-либо ограничений.

Еще одна причина оттока мигрантов — нехватка рабочих мест. Речь не идет об обычном для зимы сезонном спаде — из-за кризиса падает платежеспособность российского населения, которое все реже нанимает их. Россияне потратили немало средств во второй половине года на покупку бытовой техники и автомобилей, на конвертацию рублей в иностранную валюту вместо инвестиций в ремонт или строительство жилья — традиционные сферы применения рабочей силы из ближнего зарубежья. По этой причине мигранты, проживающие в крупных городах, также остаются без работы. Спрос на их услуги низкий, однако специалисты уверены: ближе к лету гастарбайтеры вновь будут востребованы и поток денежных переводов на их родину немного восстановится.

Беларуси в перечне The Guardian нет. Из-за «прозрачности» границ доподлинно узнать количество белорусских гастарбайтеров на российском рынке практически невозможно. Тем не менее очевидно одно: в последнее время их число явно снизилось. На эту тенденцию указывают в кадровых агентствах. Число претендентов на вакантные места в строительной, производственной и сельскохозяйственной областях за последние два месяца выросло. Соискатели этих специальностей еще недавно трудились в стране-соседке.

benko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter