Эврика! (дайджест новостей науки)

Австралиец придумал систему спасения утопающих со стрельбой

«Человек за бортом! Огонь!»

Австралийский изобретатель Сэмюэл Аделоджу выиграл престижную дизайнерскую премию Джеймса Дайсона с системой спасения, предполагающей стрельбу по тонущим в море.

Система развертывания средств обеспечения плавучести под названием «Longreach» представляет собой двустволку, способную выбросить в направлении тонущего снаряд, который при контакте с водой превращается в спасательный круг, точнее, «подкову».

Производится ли выстрел сжатым воздухом или небольшим пиротехническим зарядом, не уточняется, зато названа расчетная дальность броска — более 150 метров. По замыслу Аделоджу, это позволит спасателям стрелять не только с борта спасательного катера, но и в прибрежной зоне, прямо с пляжа.

Также портативный и легкий в использовании аппарат можно было бы сделать стандартным оснащением больших судов — от рыбацких шхун до танкеров, полагает австралийский дизайнер. В любом случае — с «базукой» тонущий намного быстрее получит круг, который позволит ему дождаться прихода помощи.

Ключ ко всей разработке — некая быстро расширяющаяся пена, над которой Аделоджу ныне трудится совместно с австралийскими учеными. Именно она позволяет сделать «подкову» в сжатом виде столь компактной, чтобы та помещалась в корпус снаряда. Кроме того, круг для привлечения внимания ночью будет оборудован световыми маячками и даже осветительными ракетами.

---------------------------------------

Как появились «ночные пешеходы»?

Энтомологи Австралийского национального университета установили, что у муравьев-бульдогов с Зеленого континента зрение эволюционировало согласно делению по обязанностям.

«Поначалу мы обнаружили, что у некоторых видов мурашей время активности рабочих-пешеходов и летающих особей не совпадает, — рассказывает доктор Эйджей Нарендра. — Тогда мы решили выяснить, существуют ли у них различия в строении зрительных структур».

Исследование показало: муравьи, действующие по ночам и не имеющие крыльев, обладали своего рода ночным видением. В их глазах присутствовало больше фасеток, а светочувствительные элементы — рабдомы — были более широкими, нежели у летающих дневных особей.

Разные «касты» насекомых проявляли активность днем, в сумерки и даже ночью. Между тем интенсивность света в ночное время примерно в миллион раз ниже дневной. Так возможности зрения «ночных» муравьев постепенно подстроились под особенности работы, дабы насекомые могли действовать максимально эффективно и при этом не попадаться хищникам.

В статье, вышедшей в журнале «Proceedings of the Royal Society B», ученые, однако, отмечают, что различие в строении глаз представителей колонии и в их чувствительности к свету все же не столь велико, чтобы покрыть разницу в освещении днем и ночью. А это означает, что и какие-то другие механизмы помогают насекомым хорошо видеть по ночам. Какие именно, австралийцы планируют вскоре выяснить.

---------------------------------------

Солнце — на покой, климат — на потепление

Физики из Имперского колледжа Лондона и университета Колорадо проанализировали данные, пришедшие со спутника «SORCE». Оказалось, что количество поставляемого Солнцем ультрафиолета между 2004-м и 2007 годом уменьшилось в 4—6 раз, в это же время излучение в видимом диапазоне возросло.

Информация о спектре излучения и количестве энергии, поставляемом нашей звездой, была использована для расчетов в компьютерной модели атмосферы планеты. Так выяснилось, что спад солнечной активности привел к потеплению климата на 0,05 °C.

Пережившие не одно жаркое лето земляне вряд ли обрадуются нынешним выводам, особенно если учесть, что Солнцу предсказан еще более глубокий и продолжительный минимум активности. Впрочем, ученые, опубликовавшие статью в журнале «Nature», все же не спешат делать однозначные выводы из проведенной работы.

Ведь на повышение или понижение общемировой температуры (кроме, собственно, Солнца) влияет огромное количество факторов, среди которых человеческая деятельность и естественные природные процессы. Кроме того, нынешний виток солнечного цикла уже был назван аномальным, и не вполне ясно, можно ли выводы, сделанные при его изучении, распространять на десятилетия вперед.

---------------------------------------

По Парижу на электромобиле! Красота!

Мечта мэра Парижа Бертрана Деланоэ сбылась, и теперь жители французской столицы смогут принять участие в программе проката электрических авто. Нововведение предоставляет горожанам сразу несколько преимуществ.

Отметим, что уже несколько лет во французской столице функционируют системы проката велосипедов. Они работают, несмотря на значительные убытки, вандализм и межконтинентальные угоны. Наряду с прокатом великов, который называется Velib’ (фр. velo libre или фр. velo liberte, то есть бесплатный велосипед или свобода на велосипеде), в Париже действует сеть проката обычных и гибридных авто Autolib’ — «раздача» электромобилей стала ее частью.

С осени минувшего года «Автосвобода» начала принимать заказы на электромобили от всех желающих. Для этого нужно будет оформить ежемесячную «подписку» — 15 евро, а также выплачивать в городской бюджет 5 евро за каждые полчаса использования машины. Оформить контракт можно будет через Интернет, а также на любой из 700 электрозаправок города.

Чтобы привлечь в ряды Autolib’ максимальное количество парижан, власти города пообещали им гарантированное парковочное место в «депо», ближайшем к месту их нахождения, что в современных мегаполисах является почти что роскошью. Кроме того, по некоторым расчетам, пользование таким транспортом обойдется дешевле, чем содержание собственного автомобиля или поездки на такси.

Парижские электрические авто, как полагают, позволят снизить выбросы CO2 на 22 тысячи тонн в год. Если проект Деланоэ окажется живучим и коммерчески оправданным, им могут заинтересоваться другие столицы.

Однако критики системы заранее говорят о ее финансовой нежизнеспособности. Дескать, чтобы электропрокат окупился, должно быть 220 тысяч «подписчиков» на 3000 автомобилей, то есть по 75 «абонентов» на электрокар. И это нереальная пропорция, поскольку в традиционном прокате привычное соотношение — одна машина на десять человек. Кроме того, скептики утверждают, что в настоящее время рынок не в состоянии предоставить отвечающую всем запросам проката модель электромобиля.

---------------------------------------

Полку экзоскелетов прибыло

Калифорнийская компания «Berkeley Bionics» представила экзоскелет eLEGS, позволяющий ходить людям с парализованными нижними конечностями. Надеть его поверх одежды и обуви можно за пару минут. Устройство весит 20 килограммов и может использоваться при росте от 157 до 193 сантиметров. Пока электромеханические ноги могут поднять человека весом не более 100 кило.

Основная компьютерная начинка сосредоточена в надеваемом на спину рюкзаке, там же расположены литиево-кобальтовые батареи. На данный момент eLEGS могу работать в нормальном режиме без подзарядки до шести часов и обеспечивать своему подопечному скорость около 3 км/ч.

Для того чтобы встать с инвалидного кресла, пользователь должен опереться на костыли и немного нагнуться вперед. Намерения владельца компьютер определяет по движению туловища, считываемому датчиками, и помогает человеку выполнить действие.

Робоноги управляются четырьмя моторами: по одному на каждом бедре и колене. Положение лодыжки регулируется при помощи пассивных пружин. Они позволяют ступне естественным образом вставать на землю. Костыли во всей этой системе не только помогают человеку поддерживать баланс, но и являются элементом системы управления экзоскелетом. Например, если пользователь хочет сделать шаг правой ногой, он должен выставить вперед левый костыль.

Стоимость новинки на рынке составит, по предварительным оценкам, порядка $ 100 тысяч. Однако!

---------------------------------------

Нашли след космических струн?

Отпечаток загадочной структуры протяженностью в тысячи раз больше размеров Галактики выявили Роберт Полтис и Деян Стойкович из университета в Буффало.

Космические струны — это невероятно протяженные дефекты пространства-времени практически нулевой толщины. Гипотетически они родились в первые мгновения после Большого взрыва. Условно их можно представить как трещины, возникшие при неравномерном охлаждении материала. Их существование до сих пор не подтверждено.

По теории, космические струны давно распались за счет излучения гравитационных волн. Но перед этим струны сформировали магнитные поля в проводящей плазме ранней Вселенной. По мере ее расширения такие поля растягивались до масштаба в гигапарсеки и могли влиять на пространственную ориентацию зарождающихся галактик и квазаров.

Ученые из Буффало сопоставили данные о 355 удаленных квазарах и обнаружили, что если нанести на карту направления их джетов, то есть струй, 183 из них сложатся в два титанических кольца, переплетающихся между собой. По трактовке исследователей, перед нами след от двух закольцованных и пересекшихся космических струн, существовавших миллиарды лет назад.

Обнаружение космических струн было бы очень важным открытием в космологии, но не все ученые согласны с выкладками Полтиса и Стойковича. Оппоненты отмечают, что космические струны, вероятно, распались так быстро, что не могли оставить след, который сохранился до нашего времени. А аномальное распределение в ориентации квазаров может иметь и другое объяснение.

Сами авторы исследования тоже говорят, что их выводы не окончательны. Физики настаивают на дальнейших наблюдениях. Ведь новая гипотеза делает ряд предсказаний, которые можно проверить.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter