Медитация развивает мозг, а птицы узнают обидчиков в лицо

Птицы узнают обидчиков  в лицо

Орнитологи университета Флориды в Гейнсвилле, изучающие поведение городских птиц, попросили нескольких студентов раз в день подходить к гнездам пересмешников. Добровольцы должны были отодвигать листву, осторожно прикасаться к краям гнезд, а затем уходить, что воспринимается птицами как опасность. Те же действия повторялись в течение трех суток. На пятый день студенты менялись. В общей сложности десять человек проверили таким образом 24 гнезда, причем каждое по меньшей мере пять раз в течение сезона.

Результаты исследования показали, что на третий и четвертый день птицы срывались со своих мест и летели навстречу уже знакомым им студентам быстрее, чем в первые дни. С каждым днем они вели себя все более агрессивно, а отдельные из них даже бросались на обидчиков и клевали их. И это несмотря на то, что появлялись студенты все время с разных сторон и одевали разную одежду.

На пятый день, когда появлялся новый потенциальный обидчик, пересмешники поднимали перья, выказывали беспокойство, но до последнего момента ждали, чтобы вспорхнуть. Получается, что птицам достаточно пары коротких визитов, чтобы запомнить опасного гостя, причем запомнить в лицо, а также, возможно, по каким-то другим неизвестным человеку особенностям. В дальнейшем они узнают его среди тысяч других студентов и чуть что — готовы броситься в атаку.

Медитация развивает мозг

Люди делают массу самых разных физических упражнений, чтобы улучшить тонус организма и увеличить мышечную массу тела, но можно ли «накачать» мозг? Можно, но для этого нужно начать медитировать, считают нейробиологи из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, которые обследовали 44 человека, как обычных, так и тренировавшихся долгое время.

Половина из них практиковала медитацию в среднем 24 года. Причем такие ежедневные упражнения с глубокой концентрацией занимали у участников исследования от 10 до 90 минут. Оставшиеся 22 человека составили контрольную группу.

Чтобы понять, как медитация влияет на людей, американские специалисты исследовали строение мозга участников с помощью трехмерного магниторезонансного сканирования и других методов. Оказалось, что определенные структуры в голове опытных медитирующих весьма отличались от таковых у нормальных людей, причем в лучшую сторону. В частности, обнаружилось, что у людей, практикующих медитацию, больший объем гиппокампа и участков глазнично-лобной коры, таламуса и височной нижней извилины. Ранее другими специалистами было показано, что все эти регионы отвечают за эмоциональное состояние человека, а также его способность контролировать ответные реакции. Теперь стало понятно, почему эти люди обладают исключительной способностью настраиваться на позитивное мышление, быстро восстанавливать свое эмоциональное равновесие, быть более внимательными.

В будущем предстоит определить, каково влияние медитации на организм на микроуровне. То есть есть ли изменения в количестве или размерах нейронов, или же дело в качестве связей между ними.

В статье, опубликованной в журнале «NeuroImage», нейробиологи также отмечают, что исследование началось недавно, а потому нельзя с уверенностью утверждать, что у медитирующих людей изначально не было больше серого вещества. Ведь возможно обратное: именно такое строение мозга привлекло людей к медитации, а не наоборот.

У муравьев магнитная навигация

Ученые из Бразильского центра физических исследований изучили кочующих муравьев вида Pachycondyla marginata и пришли к выводу, что окружающие их частички грязи позволяют им вырастить внутри своих антенн-усиков небольшие магнитные кристаллы.

Микроскопический и химический анализ показал, что внутри усиков муравьев присутствуют магнетит, маггемит, гематит, гетит и даже алюмосиликаты. Возможно, рост навигационных кристалликов начинается тогда, когда молодой муравей впервые ступает из гнезда на богатую минералами землю.

Все перечисленные вещества могут образовывать сложную систему, которую вполне можно сравнить с компасом. Кристаллики чувствуют слабое магнитное поле Земли и воздействуют на сенсорные клетки, которые передают нужную информацию в мозг.

Отметим, что не все муравьи обладают подобными навыками. Например, мураши пустыни ориентируются в пространстве по поляризованному свету, а также используют особый шагомер. Зато магнитные частицы были обнаружены в организме голубей, некоторых бабочек, мух и пчeл, а ещe у летучих мышей, кротов, черепах и некоторых других животных. Рыба-слон и вовсе практически полностью полагается на «магнитное зрение».

----------------------------------------

Эти древние мачо — эстеты, однако

На территории Мексики задолго до появления испанских путешественников существовала мода на украшение зубов различными камнями. Ученые отмечают, что две с половиной тысячи лет назад дантисты тех мест очень хорошо разбирались в своем ремесле.

Все эти данные были получены в ходе исследования тысяч образцов зубов из коллекций мексиканского Национального института антропологии и истории. Выяснилось, что жители нынешней Латинской Америки, по большей части все-таки мужского пола, украшали свои зубы ямочками, бороздками и полудрагоценными камнями вплоть до XVI века, когда здесь появились испанские завоеватели.

«Они не отображали социальный статус хозяина», — рассказывает ведущий исследователь Хосе Хименес.

Наоборот, у высших представителей власти ничего подобного не было. Ученые считают, что камни в зубах были лишь чистой воды украшением и не использовались в каких-либо ритуальных целях.

Однако чтобы проделать такую работу и при этом не навредить зубам, нужно было очень постараться. Исследователи установили, что древние дантисты работали с помощью похожих на сверла устройств, наконечник которых был сделан из твердого камня, например такого, как обсидиан. Высверленная часть зуба не выбрасывалась, а использовалась для создания клея на основе природных смол.

Для обезболивания врачи, вероятно, использовали различные травяные настойки. Кроме того, они были весьма подкованы в анатомии. Так, антропологи не обнаружили практически ни одного зуба, который бы был просверлен до пульпы. А такое умение, несомненно, требует определенной практики.

----------------------------------------

Самое стерильное место — за ушами!

Первое в своем роде исследование бактерий, живущих на коже человека, преподнесло ученым из американского Национального исследовательского института генома человека немало сюрпризов. Они опровергли пару мифов, а заодно рассказали много нового о наиболее популярных местах обитания микроорганизмов на нашем теле.

Исследователи попросили 10 добровольцев мыться в течение недели одним мылом, не антибактериальным, конечно же, а попроще. Затем сутки не мыться вообще, после чего подопытные проследовали в лабораторию, где у них взяли пробы со всех возможных частей тела.

Всего было обнаружено порядка тысячи видов бактерий, то есть примерно столько же, сколько и в кишечнике среднестатистического землянина. При этом от человека к человеку особых различий не наблюдалось. Но интерес биологов вызвало отнюдь не это, а то, какие различия были выявлены на разных участках тела людей. Так, самые большие скопления микроорганизмов оказались отнюдь не в подмышках и пупках, а на предплечьях, то есть на коже рук от запястья до локтя. Там ученые насобирали аж 44 вида бактерий.

Почему именно предплечье? Все дело в наших привычках. Руки соприкасаются со множеством предметов, а потому являются одним из самых грязных мест на теле, но если ладони мы достаточно часто моем, то руки до локтя тщательно очищают разве что хирурги.

Позже выяснилась и другая любопытная тенденция: жирные участки кожи оказались куда менее «горячими точками», нежели сухие участки. А самым нежилым местом оказалась кожа за ушами (всего 15 видов бактерий).

Разница в составе и его разнообразии, может быть, обусловлена физиологическими отличиями различных участков тела, отмечают в пресс-релизе американские биологи. Они надеются, что в будущем их исследование поможет в изучении болезней, которые возникают только на определенных участках тела.

----------------------------------------

Ничто человеческое капуцину не чуждо

Наблюдая за капуцинами в лесах Аргентины, биолог Брендон Уиллер из американского университета Стони Брук обнаружил, что иногда обезьяны симулируют опасность. Все ради того, чтобы добраться до столь желанной еды.

Обычно они селятся группами от семи до сорока особей, в которых существует строгая иерархия. В случае опасности, например при появлении оцелота или змеи, обезьяны начинают издавать особые предупредительные сигналы, остальные члены семьи в это время либо разбегаются, либо становятся более внимательными. Однако, как выяснил Уиллер, эти крики далеко не всегда означают, что опасность существует на самом деле.

«Они кричали так, будто приближался хищник. В это время другие обезьяны разбегались и обманщики имели возможность стащить оставшееся лакомство», — рассказывает Брендон.

Ученый полагает, что обманные крики могут быть преднамеренными, значит, капуцины способны предсказывать реакцию сородичей на фальшивую тревогу.

В статье, опубликованной в открытом доступе в Proceedings of the Royal Society B, Уиллер пишет, что особенно выгодно такое поведение особям низшего ранга, так как обман для них практически единственная возможность достать еду. Сигналы опасности заставляют разбегаться всех, в том числе и тех обезьян, что обычно третируют «младших» собратьев. Тем временем обманщики получают заветные один-два банана.