Эврика! (Дайджест новостей науки)

Университет Карнеги-Меллона и «Caterpillar» хотят создать самый большой в мире автомобиль-робот

Карьерный  «автотерминатор»

Специалисты из университета Карнеги-Меллона (СМU) и компании «Caterpillar» работают над созданием самого большого в мире автомобиля-робота. Они занялись переделкой ни много ни мало — самого тяжелого в мире карьерного самосвала. Гигантский «интеллектуальный беспилотник» ученые создают на базе грузовика Caterpillar 797B с номинальной грузоподъемностью 345 тонн и полной массой 624 тонны.

«Автономные транспортные средства еще находятся в стадии становления», — говорит Тони Стенц, один из авторов проекта. Но все же ученый полагает, что в следующие 5—10 лет технология автомобилей-роботов, опробованная на практике в карьерах, в конечном счете, распространится на обычные легковушки.

Насчет «младенчества» технологии Стенц слегка поскромничал. Год назад именно автомобиль-робот из CMU блестяще выиграл состязание, в котором несколько автономных легковушек и даже один грузовик колесили по маленькому городку, исправно соблюдая правила и уступая дорогу другим авто.

Итак, вскоре «железная гора» получит GPS-приемник, а также набор лазерных дальномеров и видеокамер, сканирующих обстановку вокруг. Вся информация с них будет попадать в бортовой компьютер, решающий, как действовать грузовику в том или ином случае.

797B в ипостаси робота не будет первым автоматизированным карьерным гигантом. Тут американцев опередили японские специалисты из компании «Komatsu», выведшие недавно подобный опытный грузовик на просторы рудника Gaby в Чили. Зато Caterpillar будет крупнейшим.

По оценке специалистов, внедрение самосвалов-роботов позволит в перспективе снизить издержки добывающих компаний. Дело тут не в зарплатах водителей: задействованный 24 часа в сутки и семь дней в неделю самосвал может показать едва ли не вдвое большую производительность в сравнении с аналогичной машиной, управляемой людьми. К тому же карьеры — опасное место, и удаление водителей из них поможет сокращению несчастных случаев в отрасли.

------------------------------------

Отыскался  след  Робинзона

Даниэль Дефо написал свой роман «Робинзон Крузо» под влиянием истории, произошедшей с Александром Селькирком. Этот штурман (а по совместительству пират) с британского судна «Cinque Ports» в результате военного столкновения в октябре 1704 года оказался на одном из островов архипелага Хуана Фернандеса в 640 километрах от побережья Чили. Там он, по преданию, провел более четырех лет, пока не был спасен английским капитаном Вудсом Роджерсом. Впрочем, конкретных следов Селькирка обнаружено не было. И вот японский археолог Такахаси Дайсукэ и его коллеги сообщают, что им удалось найти трехвековой давности следы пребывания какого-то европейца на острове Агуас Буэнас.

Именно это место описал в своих заметках капитан Роджерс, упомянув, что там был замечен Селькирк, а также его нехитрый скарб. Похоже, часть этих вещей теперь найдена: исследователи сообщают о двух навигационных циркулях — предположительно, с того судна, где «робинзон» был штурманом до своего отшельничества.

Другие данные позволили восстановить картину жизни шотландского моряка. Так, например, ученые полагают, что некоторые из углублений в земле около ручья с родниковой водой — следы двух его жилищ, а ветхие обломки на холме над бухтой — останки наблюдательного пункта. По мнению участников раскопок, найденные свидетельства достаточно очевидны.

------------------------------------

Финикийцы?  Они  никуда  не  исчезали

Финикийцы — загадка древнего мира. Они подарили нам алфавит, навели мосты между Востоком и Западом, но впоследствии их  цивилизация словно растворилась. Теперь генетики нашли то, что не удалось археологам, — наследственные комбинации первых в истории мореплавателей присутствуют в ДНК каждого 17-го мужчины в районе Средиземноморья.

«Карфаген должен быть разрушен!» — такими словами завершал все выступления суровый римский сенатор Катон Старший. Латиняне добились своего: именно это случилось с финикийским городом, столицей одноименного государства, в 146 году до нашей эры. После взятия Карфагена следы одного из самых вездесущих народов древности, известного еще во времена фараонов в XIV веке до нашей эры, неожиданно теряются.

Крис Тайлер-Смит из института Сэнгера и его коллеги решили найти их — с помощью Y-хромосом (они передаются по мужской линии). Сначала ученые внимательно изучили Библию, а также греческие и римские источники, чтобы составить детальную картину финикийских городов и колоний. После этого были взяты образцы ДНК современного населения этих мест и проведен их подробный анализ. Дополнительно были изучены наследственные комбинации представителей тех средиземноморских регионов, где пунических поселений не было. Оказалось, что одна из вариаций Y-хромосомы присутствует только в «финикийских» областях, где обнаруживается у 6 % мужчин.

------------------------------------

К летнему  времени  «сердце  не  лежит»

Возврат к зимнему (обычному) времени сопровождается кратким снижением числа сердечных приступов, но зато переход на летнее время весной обладает противоположным эффектом. Это установили Имре Янсзки из Каролинского института и Рикард Льюнг из шведского Национального совета по здравоохранению.

Исследователи проанализировали записи за 20 лет. Они сравнили количество сердечных приступов в каждый из семи дней с момента перевода стрелок с соответствующим днем за неделю до изменения времени. Оказалось, что в течение недели после весеннего перевода часов вперед наблюдался пятипроцентный рост сердечных приступов, с 6 % роста в понедельник и среду, и пиковой прибавкой в 10 % — во вторник.

В течение же недели после осеннего перевода стрелок назад количество приступов было примерно то же самое, что и в обычные дни, за исключением понедельника, который показал 5-процентное снижение. В обоих случаях работает изменение в количестве сна, который после перевода стрелок у многих людей действительно длится на час меньше или больше, чем в предыдущую ночь.

------------------------------------

Экологичный  микодизель

Даже так называемый биодизель — горючее, получаемое из растительного сырья, — не устраивает некоторых ревнителей чистоты природы в качестве замены нефтяному топливу. Но, быть может, через несколько лет человечество обратится к другому источнику «зеленой» энергии. Гэри Стробель и его коллеги из университета Монтаны открыли «микодизель» — солярку, вырабатываемую микроскопическим грибком, обитающим в джунглях Южной Америки.

Gliocladium roseum — таково название грибка, удивившего исследователей. Высадив его на субстрат, ученые обнаружили, что при определенных условиях он генерирует разнообразные алканы и эфиры, гептан, октан и бензол, другие углеводороды, в том числе — с разветвленными цепями. В общем, он производит богатую смесь соединений, многие из которых являются составными частями дизтоплива. Именно поэтому выдаваемый грибком продукт ученые окрестили микодизелем.

Растение-хозяин, на котором развивается данный грибок, — дерево Eucryphia cordifolia — поставляет все необходимые ингредиенты для этого маленького химического заводика. Впрочем, Gliocladium roseum прекрасно работает и на субстрате на основе целлюлозы, и на агаре. «Это первый организм, который вырабатывает многие компоненты дизельного топлива», — заявил Стробель.

Конечно, до появления грибкового дизеля на автозаправках еще далеко. Сейчас ученые намерены выявить гены, благодаря которым грибок синтезирует ферменты, необходимые для преобразования подложки в микодизель. Возможно, разобравшись с механизмом такого синтеза, ученым удастся воспроизвести его в каких-то иных условиях, например, научить ему другие микроорганизмы.

------------------------------------

Муссон  — китайский «момент  истины»

Изучив успехи и неудачи независимых царств, существовавших на территории Поднебесной в течение последних двух тысяч лет, ученые пришли к выводу, что их фортуна была в значительной степени обусловлена солнечной активностью и производными от нее муссонными циклами.

А дело тут вот в чем. В Юго-Восточной Азии большую роль играют муссоны, приносящие либо дожди, либо засуху. Для Поднебесной это особенно важно, поскольку в некоторых регионах страны муссоны обеспечивают до 80 % ежегодной нормы осадков.

В опубликованном исследовании международная группа геологов и археологов проанализировала следы тропических ветров, «законсервированные» в старейшем сталагмите пещеры Ваньсян, что на северо-востоке Китая. На минеральные образования они обратили внимание потому, что сталагмиты, подобно деревьям, образуют кольца, в которых можно увидеть следы былых климатических коллизий. Сделать это можно, измерив количество кислорода-18 в сталагмите и его распределение по историческим периодам. Если содержание изотопа значительно — год был засушливым.

Оказалось, что периоды сильных, обильных влагой муссонов устойчиво коррелируют с так называемым Золотым веком китайской истории — правлением династии Северная Сун (960—1127 н.э.). В это благословенное время повышенная урожайность риса позволила увеличить число подданных вдвое — с 60 до 120 миллионов.

И наоборот, «жидкие» массы тропического воздуха повлекли за собой засухи и ухудшение демографических показателей при династиях Тан, Юань и Мин. Именно во время слабого цикла политическая ситуация была наиболее смутной.

Специалист по палеоклимату Питер Деменокал из обсерватории Колумбийского университета уверен, что солнечные циклы повлияли и на другие древние цивилизации, в том числе на майя.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter