Эврика

Роботы  всех  стран,  соединяйтесь!

Аналог Википедии, социальных сетей и форумов для роботов позволит машинам со всего мира обмениваться опытом и становиться умнее. По мнению авторов концепции, специализированный Интернет ускорит совершенствование помощников человека.

Группа ученых и инженеров из ряда европейских университетов и компаний запустила проект «RoboEarth». Главная идея: необходима специальная площадка, сохраняющая все возможные знания в робототехнической сфере. Здесь должны быть единым языком описаны  задачи, возлагаемые на роботов, и апробированные способы их решения. Тут роботы могли бы выкладывать результаты своих действий и искать подсказки при столкновении с непонятной ситуацией.

В современном мире до сих пор большинство роботов видит окружающее «по-своему», а создающие машины и софт для них люди очень часто заново преодолевают трудности, уже побежденные кем-то ранее. Аналогичная ситуация складывается, когда сами роботы, конечно не без помощи своих создателей, начинают осваивать мир, знакомиться с внешней обстановкой, предметами, действиями и поступками людей.

Во всех случаях каждый новичок словно начинает все заново. Между тем доступ к единой базе знаний для роботов мог бы облегчить новобранцу его первые шаги. «В базе данных будут помещены карты мест, в которых действует робот, описания объектов, с которыми они сталкиваются, и инструкции по различным действиям», — пишет BBC.

Концепция эта напоминает ту, что продвигает компания «Willow Garage» со своим роботом PR2. Напомним, его разработчики исповедуют философию открытого исходного кода. В совершенствовании программ для PR2 может принять участие любой специалист, и любой может детально покопаться в том, что уже сделано.

Секрет  обоняния  расшифрован?

Классическая биология полагает, что рецепторы запахов определяют, какая молекула на них «села», по ее форме. Но исследователи из США и Греции, пишет «New Scientist», поставили эксперимент и показали, что дрозофилы могут различить молекулы одинаковой формы.

Теория гласит, что рецепторы запахов являют собой, говоря упрощенно, полости, в которые молекула определенного аромата входит, как ключ в замочную скважину. Если они друг другу подходят, то соответствующий сигнал отправляется в мозг.

Но Лука Турин из Массачусетского технологического института еще в 1996 году предположил, что запах разных веществ определяется не формами молекул, а колебаниями атомов в них. То есть «замыкание цепи» происходит тогда, когда частота вибраций молекулы энергетически подходит своему рецептору.

Для проверки теории ученый решил научить дрозофил различать «ароматы» одинаковых по форме молекул. Турин и его коллеги соорудили Т-образный лабиринт, в котором мушка могла выбрать одно из направлений. Первый коридор пах ацетофеноном (одним из распространенных в парфюмерии душистых веществ). Второй исследователи «надушили» тем же веществом, но в нем атомы водорода были заменены на дейтерий.

Если бы дрозофилы ориентировались только по форме молекул, то они не смогли бы различить запахи. Однако эксперимент показал, что ацетофенон был мушкам больше по душе.

Лука полагает, что все дело в колебаниях. Видимо, электроны молекулы пахучего вещества способны перейти к рецептору только при определенной «правильной» частоте. Иначе на пути частиц вырастает энергетический барьер.

Транспорт,  который  всегда  с  тобой

Американцы придумали очень компактный электрический моноцикл, сообщает «Gizmag». Его изобретатели надеются отвоевать часть покупателей у всевозможных образчиков миниатюрного персонального транспорта.

Стабилизированный при помощи гиросенсоров аппарат с литиево-ионными батареями, которые обеспечивают запас хода в 19 километров, называется «Solowheel». Создатели устройства считают, что этого хватит для путешествия от метро, пригородного поезда или автобуса до офиса и обратно к дому, также с использованием «промежуточного» общественного транспорта. «Соловил» достаточно легок, чтобы его можно было брать с собой куда угодно.

В «Соловиле» за равновесие, помимо ловкости наездника, отвечает электроника. Так, наклон вперед вызывает разгон аппарата, отклонение назад — торможение.

Колибри  превратят  в  воробья

Миниатюрный робот-махолет размером примерно с настоящую птичку колибри научился выполнять различные фигуры высшего пилотажа и показал способность к зависанию и маневрированию с высокой точностью, информирует PhysOrg.com.

Аппарат «Nano Hummingbird» от американской компании «AeroVironment» успешно преодолел цикл испытаний на открытом воздухе, а также внутри зданий. Этот небольшой орнитоптер управляется оператором дистанционно, при этом машинка в реальном времени транслирует на землю видео со своей крошечной камеры.

Первые тесты на управляемость ранний прототип «Колибри» прошел еще в 2009 году. Теперь широкие возможности показал более продвинутый вариант робота. Эта модель способна разгоняться до 18 километров в час, а весит она всего 19 граммов. Аппарат «Нано-Колибри» создан по заказу агентства по перспективным оборонным исследованиям Пентагона (DARPA), которое видит в крошечном махолете ловкого разведчика и шпиона.

Разработка такого махолета явилась настоящим вызовом: непросто было рассчитать аэродинамику машущего аппарата. Кроме того, заказ подразумевает, что беспилотник «Колибри» сможет действовать при боковых порывах ветра до двух метров в секунду, не сбиваясь с курса и не смещаясь по ветру более чем на метр.

По утверждению компании, это и другие требования DARPA «Колибри» смог выполнить и даже превзойти. Орнитоптер продемонстрировал умение плавно переходить от зависания к поступательному полету и обратно, он даже выполнил «мертвую петлю».

В ходе одного из тестов аппарат продержался в воздухе 11 минут без подпитки энергией извне, а в ходе другого испытания орнитоптер показал, как аккуратно он может залетать в двери, исследовать интерьер зданий и без столкновений вылетать обратно на открытый воздух.

Нынешняя версия «Nano Hummingbird» по-прежнему считается прототипом, и «AeroVironment» намерена продолжить развитие проекта. Кроме того, окончательный вариант робота вряд ли будет повторять колибри в раскраске. Колибри не водятся за пределами Америки, да и в ней в большинстве мест будут выглядеть странно. Так что в будущем авторы робота намерены перекроить его под воробья.

По оценке «AeroVironment», до реального применения крошечного махолета-разведчика в армии пройдет еще порядка десяти лет.

«Ночью  спят  вагоны…»  А  улитки?

Канадские биологи провели эксперимент, который показал, что улитки тоже спят. Правда, их сон отличается от человеческого.

Исследователи из университета Торонто заметили, что примерно 10 % времени прудовики (Lymnaea stagnalis) проводят в неподвижном состоянии на стенках своих резервуаров. При этом их щупальца частично убраны, раковины свисают в сторону, нога симметрична и расслаблена. Чтобы проверить, спят ли их подопечные или просто отдыхают, ученые провели эксперимент.

В период, когда по всему выходило, что улитки спят, биологи осторожно стучали по раковинам брюхоногих, касались тела улиток металлическими палочками и проверяли аппетит животных с помощью раствора сахарозы. Так, выяснилось, что активные улитки, в отличие от неподвижных, отвечали в два раза быстрее на физическое воздействие и в семь раз быстрее на «подкормку».

Когда было экспериментально установлено, что сон все-таки имеет место, канадцы проследили за поведением нескольких особей L. stagnalis в течение 79 дней. Оказалось, что освещение никак не влияет на периоды сна и бодрствования улиток. Цикл повторялся каждые 2—3 дня: в течение первых 13 часов улитки отходили ко сну в среднем 7 раз, а потом следовал период более чем 30-часовой активности.

Собрался  с  мыслями    и  поехал

Инженеры и программисты из Берлина создали интерфейс, позволяющий управлять автомобилем силой мысли. Первые тесты показали, что добровольцы, условно находящиеся у руля, без проблем справляются с поставленной задачей.

Инженеры проекта «BrainDriver» лаборатории «AutoNOMOS» стали первопроходцами в области управления машиной посредством мыслей. Ядро команды — группа искусственного интеллекта Свободного университета Берлина, которую возглавляет профессор Рауль Рохас.

Прежде всего, изобретатели снабдили машину всевозможными датчиками и камерами, чтобы уберечь водителя-испытателя от возможных неприятных последствий мысленного управления. Лазерные и микроволновые радары обеспечивают автомобиль круговым обзором, позволяющим предотвратить столкновение с препятствиями. Кроме того, нынешний прототип способен почувствовать впереди идущее транспортное средство на расстоянии до 200 метров.

Затем немецкие инженеры разработали интерфейс «мозг человека — автомобиль». На голову добровольца надевается специальная шапочка с 16 сенсорами. Она считывает электроэнцефалограмму, а программное обеспечение определяет, о чем думает человек. Конечно, конкретные мысли оно прочитать не в состоянии. Но его можно заранее обучить, что определенная картинка мозговых волн должна быть интерпретирована как поворот направо, другая — поворот налево, а третья и четвертая — разгон и торможение.

Как пишут разработчики на своем сайте: «На сегодня это лишь демонстрационный опыт. И полученного результата, конечно, недостаточно для проведения полноценных дорожных испытаний. Но потенциал у человеко-машинного интерфейса огромен».