Эврика!

Новости из мира науки

Какова  вероятность  зарождения  жизни  во  Вселенной?

Математическая модель, разработанная профессором Эндрю Уотсоном из Университета Восточной Англии, позволяет утверждать, что возможность возникновения жизни на планетах, подобных Земле, чрезвычайно мала, поскольку сложно организованные и разумные формы жизни развились на нашей планете благодаря длинной цепочке совпадений. Согласно Уотсону пределом эволюции является обитаемость Земли и любой другой подобной планеты, которая зависит от температуры светила, — по мере старения звезды ее размеры начинают расти. Таким образом, наша планета может оставаться обитаемой еще всего миллиард лет. Профессор говорит, что биосфера Земли сейчас уже входит в период старости и это позволяет делать определенные выводы о жизни на других планетах.

В данный момент Земля является единственным известным космическим телом, на котором существуют живые существа. Если бы разумные формы жизни появились на ней в ранние периоды ее истории, то мы могли бы считать, что подобное, с большой вероятностью, возможно и на других планетах, утверждает Уотсон. Мы же, однако, появились в поздний период, что позволяет говорить о том, что развитие разумной жизни является скорее случайностью, чем закономерностью. Модель профессора свидетельствует, что возможность каждого эволюционного шага, необходимого для этого, в лучшем случае равна 10 %. Таким образом, возможность зарождения разумной жизни на каждые 4 млрд. лет равна 0,01 %. Каждый из этих шагов независим от другого и может иметь место лишь тогда, когда были сделаны предыдущие шаги в цепочке.

При  растяжении…  расширяются

Интернациональная команда ученых обнаружила необычные свойства нанопластинок, состоящих из одностенных (SWNT) и многостенных (MWNT) углеродных нанотрубок: к примеру, при растягивании материала в продольном направлении он начинал расширяться в поперечном.

Для сравнения: резиновый ластик при растягивании в центре становится тоньше. В то время как углеродные нанолисты с определенным количественным соотношением SWNT и MWNT утолщаются, если их потянуть за концы. Странные механические свойства проявлялись и при однородном сжатии: длина и ширина куска материала увеличивались.

Таким образом, получается, что коэффициент Пуассона (физическая величина, характеризующая упругие свойства материала) для этих нанолистов может варьироваться (с изменением состава) и даже быть отрицательным. Применение находке обязательно найдется, уверен Рэй Бау­ман, директор Нанотехнологического института университета Техаса в Далласе и глава научной группы, сделавшей сенсационное открытие.

Байман считает, что «смешанные» нанолисты могут стать основой искусственных мышц, химических или механических сенсоров, частями самых разных механизмов и конструкций.

Диагноз  по  мобильнику

Группа ученых под руководством биолога Бориса Рубинского, профессора университетов Калифорнии в Беркли и Иерусалима, разработала новую технологию, позволяющую передавать изображения, полученные с помощью медицинских сканеров, на мобильные телефоны.

Создатели инновации в своей статье, опубликованной в журнале «PLoS ONE», приводят интересный факт. Несмотря на видимую распространенность аппаратуры для исследований внутренних органов, по данным Всемирной организации здравоохранения, этих приборов во всем мире не так уж много. Так, доступ к установкам для ультразвукового, рентгеновского, магниторезо­нанс­ного и прочих медицинских исследований есть всего у четверти населения планеты.

По словам Рубинского, значительная часть современной медицинской техники создает те или иные изображения, по которым врачи и ставят порядка 20 % диагнозов. Но она иногда слишком дорога и может быть использована далеко не в любых условиях.

Вместе со своими коллегами ученый предложил технологию, которая должна сделать дешевле и мобильнее многие существующие методы медицинских исследований, основанных на построении изображений.

В ноу-хау, которое предложил вместе со своими коллегами ученый, датчик, получающий те или иные «параметры здоровья», передает их на телефон. Исследователи создали прототип устройства, проверяющего состояние тканей с помощью томографии электрического импеданса. Эта технология определяет сопротивление тканей, а потом данные некоторого количества измерений предаются на мобильник через USB-порт.

Затем эта «сырая» информация отправляется аппаратом по сотовой связи в удаленный центр обработки. Там данные модифицируются для графического представления и пересылаются обратно на телефон. В результате на его экране возникает интересующее изображение, по которому можно диагностировать состояние пациента.

Хорош инкубатор,  но…

Могут ли электромагнитные поля кувезов (или инкубаторов) для новорожденных детей негативно повлиять на здоровье ребенка? Таким вопросом задались итальянские ученые из Университета Сиены. Ответ оказался не­однозначным.

Физиологи под руководством Карло Белльени замерили пульс 43 детей, которых помещали в кувезы сразу после рождения. Ученых интересовало, существует ли разница в варьировании частоты сердечных сокращений младенцев, когда инкубаторы были включены и выключены.

Надо отметить, что человеческое сердце бьется неравномерно. Пульс то замедляется, то ускоряется, в зависимости от того, вдыхает человек или выдыхает, каков уровень тех или иных гормонов на данный момент. Изменение частоты ударов сердца естественно, и замер данного показателя может свидетельствовать о правильной или неправильной работе нервной системы.

Итальянцы обнаружили, что работающая аппаратура создает электромагнитное поле с магнитной индукцией 8,9 миллигаусса. В то время как нормальным, по стандарту Всемирной организации здравоохранения, считается показатель в 1 миллигаусс. В данных условиях у детей наблюдается уменьшение варьирования частоты биений сердца почти в два раза относительно исходного уровня.

Полученные данные не могут однозначно свидетельствовать о том, что инкубаторы негативно влияют на здоровье младенцев. Однако считается, что редкие сокращения сердца у взрослых людей могут привести к появлению различных последствий сердечной недостаточности, а у детей, которые постоянно подвержены воздействию электромагнитных полей выше 3 миллигауссов, чаще развивается лейкемия.

Чтобы понять, не являются ли определяющими факторами шум и вибрации, исходящие от управляющего блока и вентилятора, ученые воссоздали эти «помехи» в отсутствие электромагнитного излучения. И в этом эксперименте изменение сердечного ритма младенцев осталось на прежнем уровне.

Так или иначе, Белльени успокаивает родителей малышей: «Мы не можем спасти жизнь большинства детей (особенно недоношенных) без инкубаторов, а каких-либо явных проблем со здоровьем вследствие воздействия электромагнитных полей пока не выявлено».

Авторы исследования надеются на изменения в конструкции боксов, которые соответствующие специалисты внесут в ближайшем будущем, чтобы сделать их максимально безопасными. По данным Белльени и его коллег, для этого достаточно поставить ферромагнитный щит между камерой и управляющей аппаратурой.

----------------------------------------

Цветы  на  лунном  грунте?  Пожалуйста!

Наташа Козыровская и Ирина Заец из украинской Академии наук сумели вырастить бархатцы на безжизненном грунте, подобном по основным свойствам лунному реголиту, тем самым показав потенциальную возможность высаживания растений на Луне. В качестве имитатора лунного грунта ученые взяли перемолотый минерал анортозит. Эта магматическая порода никоим образом не соответствует «представлениям» растений о благоприятной почве.

В таком грунте, представленном в чистом виде, цветы выживали очень плохо. Но стоило добавить в него определенные бактерии, и растения ожили, зацвели. Бактерии перерабатывали магматическую породу, поясняют экспериментаторы, поставляя цветам необходимые элементы вроде калия. Это интересная идея, поскольку бактерии, как известно, могут жить в самых жестких условиях. И пусть растениям при посадке в настоящий лунный грунт по-прежнему потребуются атмосфера и вода, устранение из перечня необходимого питательной почвы дорогого стоит.

Астронавты или автоматические зонды могли бы создать на Луне простые теплицы с несложной системой полива, добавить к измельченному лунному грунту бактерии и семена, и вот уже на нашем естественном спутнике зацвели бы растения, способные выжить там хотя бы в течение лунного дня.

----------------------------------------

Солнечный  парус  сделал  шаг  к  реальности

Доктор Пекка Янхунен и его коллеги из Финского метеорологического института предложили не­обычный вариант солнечного паруса, который, по их мнению, способен революционизировать исследование Солнечной системы.

Сама идея электрического паруса была придумана несколько лет назад, но теперь Янхунен и его соратники выполнили ряд опытов в рамках этого проекта и даже приступили к планированию потенциальной опытной миссии. По замыслу Пекки вокруг космического аппарата следует развернуть не пленку (как предлагается обычно), а россыпь длинных лучей, сделанных из очень тонких металлических тросов. Электронная пушка (питаемая от пары обычных солнечных батарей) на борту зонда должна заряжать парус положительно. Этот заряд помогал бы парусу перенимать импульс от ионов солнечного ветра. Столь необычный зонд мог бы разгоняться до высокой скорости, что облегчило бы изучение нашей планетарной системы и удешевило развертывание различных спутников.

Техническая сторона проекта ныне стала куда ближе к реальности благодаря работе специалистов исследовательской лаборатории электроники Университета Хельсинки. Там успешно испытали новую технологию изготовления длинных тросов из очень тонкой проволоки при помощи ультразвуковой сварки. Такой трос устойчив к воздействию микрометеоритов, сообщают ученые.