Это вы что-то съели...

Иногда продукты портятся прямо на глазах.
Иногда продукты портятся прямо на глазах.

Прошу продавщицу гастронома показать небольшой кусок говядины и слышу удивительный ответ: "Не берите, мясо уже подпорченное..." Вняв совету работника прилавка, покидаю душный магазин. Неудивительно, что продукты портятся прямо на глазах - температура в торговом зале около 30 градусов. И все-таки неприятного сюрприза избежать не удалось. Отказавшись

от вырезки со следами разложения, я купил-таки в продмаге пакет молока. Попробовал дома - а оно безнадежно кислое.

Статистика Минского общества потребителей лучше любого барометра фиксирует "непогоду" в торговле. Так, с приходом жарких дней количество обращений граждан сюда увеличивается примерно на 20 процентов. Волнуются прежде всего те, кто категорически недоволен купленными в гастрономах и универсамах творогом, молоком или рыбой. Правда, их призывы о помощи сильно напоминают глас вопиющего в знойной пустыне. К примеру, одна из жительниц столицы (врач по профессии) отоварилась на днях в магазине консервированным мясом курицы. Все реквизиты на этикетке утверждали, что продукт не просроченный. Но ее сын, отведав кушанье из жестянки, заработал расстройство желудка. В районной санэпидслужбе образцы продукта, принесенные заявительницей, исследовать отказались, но взяли-таки на проверку аналогичные консервы в указанном ею магазине. Через пару дней активную потребительницу ждал удручающий вердикт: продукты вреда для здоровья не представляют. Неужели, чтобы принять хоть какие-то меры, в баночке должен был находиться цианистый калий или яд гюрзы? В этом типичном примере, как в капле воды, отражается беспомощность нашего потребителя.

Конечно, почерневшую от времени колбасу или разложившуюся селедку торговцы и сами с прилавка уберут, а вот все остальное, находящееся на полпути к свалке, зачастую смело идет в дело. Не секрет, что финансовое положение большинства продовольственных магазинов хуже некуда, а холодильное оборудование трудится во многих из них со времен царя Гороха. Даже если оно в принципе и исправное, то порой в холодильные камеры набьют столько всякой всячины, что реальной пользы от них - чуть. Вот и травятся потом потихоньку наши граждане, зарабатывая сальмонеллез, дизентерию и прочие заразные хвори. По данным Инфекционной клинической больницы Минска, в жаркие дни количество поступающих в приемный покой с подобными диагнозами традиционно увеличивается. Не стал исключением и этот год. Чаще всего "скорая помощь" увозит наших граждан, откушавших подпорченных сырков, яиц, пирожных и плохо вымытых овощей. К счастью, летальных случаев среди отравившихся в быту пока не зафиксировано.

Как считает председатель Минского общества потребителей Ирина Астафьева, пришло время менять саму стратегию проведения проверок торговли санитарными службами и прочими контролирующими органами. Сегодня они трудятся по своим загадочным планам, а нужно было бы ориентироваться на жалобы конкретных людей. Тогда оперативность и эффективность их деятельности повысится в несколько раз. К сожалению, скромные полномочия общественных организаций не позволяют им навести порядок в той или иной торговой точке, а переадресовка возмущенных потребителей в те же санитарные службы, как правило, заканчивается ничем. Практика показывает, что чаще всего подпорченный (по мнению заявителей) товар после их сигналов в разные инстанции как продавался, так и продолжает продаваться.

Кстати, здесь кроется актуальная проблема - как доказать или опровергнуть испорченность того или иного продукта рядовому покупателю? Нужен лабораторный анализ. Но попробуйте сунуться на порог уже имеющихся исследовательских центров с банкой дурно пахнущей кильки или куском заплесневелого сыра... Может быть, пора организовать независимую экспертизу по заявлениям частных лиц, как это было сделано в свое время, например, в Германии? Но тогда следует признать за обыкновенным потребителем право выступать таким же контролером торговли, как и представители многочисленных государственных органов.

Можно, конечно, оставить все как есть. Только проблема подпорченного продовольствия в наших магазинах от этого вряд ли сама собой рассосется. Ирина Астафьева констатирует, что за 7 лет ее работы в сфере защиты прав потребителей поток жалоб населения на продукты питания не спадает. Люди с обостренным чувством справедливости продолжают возмущаться испорченной колбасой, перебродившими йогуртами, дурно пахнущей рыбой. А сколько других, менее энергичных, уже махнули на все рукой, выбрасывая в мусорное ведро очередную неудачную покупку? Надежду "найти правду" они отправили туда же. Только раньше.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter