Худрук Пермского театра ставит в Могилеве спектакль «Женитьба. Фантасмагория»

Это просто сон

Могилевские театралы в предвкушении культурного шока. Худрук Пермского театра «У Моста» Сергей Федотов ставит в Могилеве спектакль «Женитьба. Фантасмагория». Классику в его собственном прочтении Гоголя. Сегодня — премьера.

В нынешней постановке задействованы исключительно могилевские актеры.

Театр Федотова называют единственным в мире мистическим, и сам мастер с такой формулировкой согласен. С труппой Могилевского областного драматического он работал два месяца и уверяет, что за это время ощутил то, что логикой не объяснить. И видит в этом хороший знак: «Значит, постановка обречена на успех».

«Женитьбу» в Перми Федотов поставил 30 лет назад. Сразу после премьеры привез в Минск. Правда, как говорит сам, это были не гастроли в привычном понимании, а скорее частный визит. Как у музыкантов в ту пору были квартирники, так пермяки показали спектакль в камерном пространстве частного альтернативного театра.

— С тех пор хотел сюда вернуться, — признается Федотов. — И вот спустя столько лет ставлю в Могилеве премьерную, пятую по счету «Женитьбу». Премьерную, потому что каждый спектакль не похож на предыдущий, а прежние четыре я ставил в разных городах России, в Польше.

В нынешней постановке «Женитьбы» задействованы исключительно могилевские актеры, с которыми, как уверяет художественный руководитель театра «У Моста» Сергей Федотов, работать легко и комфортно.

— У них особое отношение к профессии — подвижническое, я бы даже сказал — священное. Они не играют, а служат. Для меня было открытием, что в пересчете на российские деньги белорусские актеры зарабатывают по 20–30 тысяч рублей в месяц, мои ведущие — по 200 тысяч, то есть раз в десять больше, — удивляется вслух Сергей Павлович.

Могилевскому драмтеатру повезло: «Женитьба. Фантасмагория» останется в его репертуаре.

Труд артистов Федотов ценит и уважает. Категорически не приемлет фальшь на сцене и отсутствие дисциплины. По словам заведующей труппой Могилевского драматического театра Натальи Устинович, он требует, чтобы до прихода артистов на сцене были выставлены свет, звук: «Надо сразу погружаться в нужную атмосферу».

В Могилеве Сергей Федотов нашел нужную ему атмосферу. Восхищен красотой города, а старинное здание театра из красного кирпича располагает к тому, чтобы в нем ставить именно «классику-мистику»:

— Был по-настоящему впечатлен, узнав, что в здесь с 1917 года хранится мундир последнего российского императора Николая II. Реликвия, вышитая французскими золотошвеями, задействована в постановках! А сколько мистических, знаковых совпадений в «биографиях» российского и белорусского театров: ваш построен в 1888 году, наш — «У Моста» — через 100 лет, в 1988‑м. В Могилеве в 1915‑м была Ставка Верховного Главнокомандующего, а ровно через 100 лет, в 2015 году, мы привезли на Международный молодежный театральный форум «М.@рт.контакт» спектакль «Сиротливый запад» МакДонаха, который публика приняла с восторгом. Зритель здесь совершенно невероятный, жадный до творчества, до зрелищ. Мы встречаемся на улице, и люди меня узнают, радуются: «Вы снова приехали!»

На прошлогоднем «М.@рт.контакте» театр «У Моста» с постановкой «На дне» был отмечен специальным дипломом. А Федотов, не успев из Беларуси домой добраться, уже звонил директору Могилевского драматического театра с предложением: «Хочу поставить спектакль с вашими артистами!»

Директор Ирина Белякова идею приняла с восторгом:

— Для нас работать с заслуженным артистом России, заслуженным деятелем искусств — большая удача. Это колоссальный опыт, ведь каждая репетиция для наших актеров превращается в мастер-класс! Билеты на премьеру «Женитьбы» 15 и 16 марта раскупили в первые же дни продажи. Поэтому пришлось организовывать дополнительный показ — на 17 марта.

Еще один пройдет 20 марта, в преддверии «М.@рт.контакта» — форум официально открывается 21‑го.

— У моего любимого автора, а Гоголя я у себя в театре поставил всего, жанр «Женитьбы» обозначен как «совершенно невероятное событие». До этого постановку все представляли как бытовую комедию, водевиль. Но они никогда не получались смешными. Я решил оторваться от этой трактовки, превратить «Женитьбу» в мистику, мираж, сон, — объясняет замысел постановки Сергей Федотов, которого мы застали на одной из финальных репетиций.
В рамках «М.@рт.контакта» 26 марта российский режиссер покажет в Могилеве еще одну гоголевскую постановку — «Вий». Причем впервые в истории форума — ночью.
— В процессе репетиций «Женитьбы» мы ощущали нечто инфернальное. Как-то с Ириной Анатольевной пришли в зал, и в друг в полной темноте — на сцене внезапно погас свет — услышали, как в ложе скрипнуло кресло... В помещении были лишь мы вдвоем, так что, думаю, это сам Гоголь нас посетил, — подогревает Сергей Павлович интерес к и без того одной из самых востребованных публикой фестивальных постановок. — «Вий» был заявлен в программе форума на семь вечера. Мы решили показать его дополнительно еще и в одиннадцать. В это время погрузиться в атмосферу потустороннего восприимчивой публике будет еще волнительнее, а сцена с ведьмой между прочим приходится как раз на полночь!

Федотов из тех, для кого важно все — до акцентов и деталей. Потому он отыскал в Могилеве антикварный магазин, где приобрел несколько подсвечников XIX века, которые «введет» в спектакль. Свечи зажигает и на прогонах — «все должно быть настоящее».

Еще одна фишка мага и волшебника из Перми — психологический гротеск. Нередко одному актеру он предлагает две-три полярные роли. Делается это для того, «чтобы мог увидеть персонажей со стороны, разнообразить характеры».

Лауреат Национальной премии «Золотая маска», лауреат Правительства России, Национальной премии Чехии Сергей Федотов за 35 лет работы театра «У Моста» объехал 50 стран, побывал на 225 фестивалях. И Могилевскому областному драматическому очень повезло, что «Женитьба. Фантасмагория» останется в его репертуаре.


Фото МАРИАМ ТАБАГАРИ
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter