Это мой город

Продолжаем публикацию фрагментов книги О.
Продолжаем публикацию фрагментов книги О.Белоусова.

В том месте, где сейчас находится гостиница "Минск", был кинотеатр "Первый", а рядом с ним - кафе-мороженое. Когда мы переехали на Московскую, этот кинотеатр и кафе были излюбленным местом семейных воскресных развлечений.

Первый фильм, который, помню, глядел в "Первом", - "Тарзан". Кино было неизменным развлечением. Самым чудесным. "Тарзана" вместе с мамами глядели раз 6. Раз 5 ходил на "Дона Сезара де Базана", причем один раз ухитрился сбежать из очереди к зубному врачу. Рекорд же был установлен на великолепном фильме Курта Гофмана "Привидения в замке Шпессарт" - этот фильм смотрел раз 12 и не надоедало, хотелось глядеть еще, хотя знал каждый кадр наизусть.

"Первый" снесли, стали ходить в другие кинотеатры: "Центральный", "Победа", "Радуга", "Смена" и т.д. Школьный день заканчивался, как правило, изучением газет - где что идет. Если выпадало интересное название или кто-то из пацанов рекомендовал - плотной стайкой ехали к черту на рога, лишь бы попасть на сеанс. Иногда платили за билеты, иногда уговаривали контролера, чаще просто "прорывались". Способов "прорыва" было много: кто-то отвлекал контролера, уводя его за собой, чтобы друзья успели проникнуть в зал, кто-то проскальзывал, пользуясь толчеей при входе, случалось, проникший в зал открывал дверь, через которую народ выходил после сеанса, и, когда свет в зале гас, через эту дверь "прорывались" толпой. В темном зале найти рассыпавшуюся по свободным местам мелюзгу было невозможно.

Не хочу сказать, что эта увлеченность кино оказала влияние на выбор профессии - это было бы и неправдой, и выглядело бы чересчур механистически: мальчик любил кино, поэтому стал кинорежиссером. Нет, выбор кинематографа как сферы деятельности был достаточно случаен, хотя те из сверстников, которые поступали во ВГИК, пользовались в моем городе огромным пиететом. Валера Рубинчик, например. О нем говорили, затаив дыхание: "Валера приехал!" - и это значило, что сегодня на "броде" или в скверике, где стоял бюст Грицевца, будет тусовка с "небожителем", рассказы о педагогах, нравах самого недоступного вуза СССР.

Я работал в газете "Лiтаратура i мастацтва" с Ириной Письменной, про которую знал, что муж ее Роман Германович Романов служит редактором в "Летописи", объединении документальных фильмов "Беларусьфильма". Ира была старше и опытней, писала пьесы, их, случалось, ставили в России. Знакомство с Р.Романовым состоялось как-то очень просто: Роман Германович встретил меня в небольшом кабинете, в котором почему-то толкалось и галдело человек десять совершенно разных людей. Проблемы у них тоже были разные и мне непонятные. Романов выслушал мои пропозиции, сказал что-то вроде: "Это не кинематографично, это уже было до тебя, это вовсе из другой оперы". Я понял, что он хочет интеллигентно отделаться от назойливого неофита, поэтому говорит то, что обычно говорят и пишут старшие товарищи, умудренные жизненным и творческим опытом. Но... Вирус кино уже отравил мне кровь. Я стал ходить к Роману Германовичу на "Беларусьфильм", как на работу, и каждый раз притаскивал две-три идеи фильмов. Продолжалось это почти год. Наконец Романов не выдержал, а может, посчитал, что я получил достаточную подготовку, ошиваясь по студийным коридорам. Короче, предложил написать сценарий заказного документального кино, того самого, которое называлось "болты в томате", ввиду того, что творчеством там и не пахло, нужно было сделать кино по социальному заказу.

К тому времени возникла фигура режиссера, дипломника ВГИКа Вадима Канунова, который согласился снимать фильм по моему сценарию. Компания режиссеров в объединении документальных фильмов была удивительная. Были старики - Бэров, Цеслюк, Вейнерович, пришедшие в кино еще до войны, прошедшие с камерой по фронтам и партизанским отрядам; была молодежь, только что вышедшие из ВГИКа или проштрафившиеся на других студиях Владик Ефремов, Игорь Гасско, Игорь Коловский, Володя Двинский, Владик Попов и другие, мелькнувшие на беларусьфильмовском небосклоне и исчезнувшие на бескрайних кинематографических просторах родины. Ребята эти сформировали "золотой век" белорусского документального кино. Появление их на первом этаже ("Летопись" располагалась на первом этаже студии) незаметно и тихо "обеспечивал" именно Роман Германович. У него были знакомые повсюду, "водился" он со многими талантливыми ребятами, умел сманить в Минск, обещая полноценную работу. Надо сказать, что обещания выполнял. Не всегда, правда, его протеже были послушны. Ерепенились, да еще как! Помню, Владик Ефремов сделал фильм о хлебе. Фильм очень интересный. Как говорили, фестивальный! Однако не во всем идейно выдержанный. Было такое понятие. Фильм не выпускали, Владик "резать" его отказывался, а это прерогатива режиссера. Никто к пленке, кроме него, притронуться не имел права. Оставалось либо уговаривать, либо строить мелкие и крупные пакости, чтобы взять режиссера измором. Минское партийное начальство выбрало второй путь. Ефремов остался без работы, уехал в Питер зарабатывать на хлеб, но чтобы не быть уволенным с "Беларусьфильма" по статье КЗОТа, каждое утро с питерского самолета появлялся в приемной директора студии, "отмечался" и тем же самолетом улетал в Питер.

Не удивляйтесь, друзья мои, в кино случаются вещи и почище, и позабавнее - оно всегда было миром странным, со своими фантастическими историями, парадоксальными поступками, со своей мифологией. Например, до сего дня из уст в уста передается легенда о том, как Сергей Лукьянчиков был отправлен в Ленинград на поиски сбежавшего со съемок артиста. Прилетев в Питер, Сережа не придумал ничего лучше, чем обратиться в местный КГБ и, разжалобив тамошних пинкертонов своей юностью и безысходностью ситуации, попросить их о помощи. Актера "взяли", когда он садился за руль, доставили в управление, где Сережа закусывал молоком с пряниками (пожалели мальчика). На вопрос: "Этот?" - Сережа кивнул головой, и их вместе с актером под конвоем доставили в аэропорт. Не знаю, в каком состоянии были штаны у артиста, но, прилетев в Калининград (дело было на съемках фильма "Восточный коридор"), он долго вздрагивал и терял дар речи, когда по служебной необходимости Сережа появлялся на площадке.

Фантастические истории происходили и на стадии утверждения фильма "Иди и смотри", который должен был ставить Элем Климов по сценарию Алеся Адамовича. Обсуждение сценария происходило на студии. Допускались только избранные. Вел заседание главный редактор Госкино СССР Даль Орлов. Он молча попыхивал трубкой, выслушивая восторженные отзывы о сценарии членов сценарной коллегии "Беларусьфильма", приглашенных писателей и ведущих режиссеров. Не моргнул глазом, когда довели до сведения благожелательное отношение к сценарию первого секретаря ЦК КПБ Машерова. Когда, казалось, осталось только поздравить группу и пожелать ей творческих успехов, Орлов встал и молча покинул аудиторию. Московские специалисты по партизанскому движению в Беларуси, московские радетели нашей культуры фильм закрыли на долгие годы. Он вышел и стал явлением в советском киноискусстве только с началом перестройки.

Но опустимся на первый этаж "Беларусьфильма". Когда я уже сделал первые самостоятельные шаги в кино, на студии появились ребята моего возраста, только что окончившие ВГИК, - Сергей Лукьянчиков, Дима Михлеев, Саша Карпов. Первым свой международный приз получил Димка. За чудесную картину о школьниках, снятую им по сценарию Романа Романова и Иры Письменной, "Птица Х" ему присвоили звание лауреата кинофестиваля в Иране. Шахиншах удостоил его "Золотого дельфина", и мы три дня пьянствовали, радуясь успеху коллеги, правда, называя его при этом лауреатом "недоразвитых стран". Горькая ирония заключается в том, что в те времена фестиваль в Иране был чрезвычайно престижным и представительным. Призы, полученные на нем, котировались высоко, и называть Иран "недоразвитой" страной можно было только в шутку, подтрунивая над счастливым лауреатом. Собственно, подтрунивать над Димой было легко - он был незлобив и давал немало поводов для подначек. Одна история с его белыми джинсами чего стоит! Джинсы тогда в Минске купить было трудно, тем более белые. Вот и решил он сшить себе джинсы сам. Выкроил из брезента отменные штаны, а для большего шика решил отбелить в хлорке. В новых белых штанах лауреат появился в студийных коридорах - там они у него и поползли по швам: хлорка съела нитки.

Рядом со студией стоял флигелек, назывался "чудильник". Через "чудильник" прошли все замечательные и знаменитые ныне белорусские кинематографисты. Живали здесь и Виктор Туров, и Виталик Четвериков; Юра Марухин, Эдик Садриев, Шура Чекменев, да и кто только там не живал... На кухне вечно жарилась картошка с луком, которой мог подкормиться любой, попавший в эту коммуну, иногда в комнатах затевалась бесшабашная и бесконечная карточная игра, иногда (как об этом догадывались - неизвестно) мимо какой-либо двери ходили на цыпочках, хозяин помещения принимал девушку... Одним словом - воронья слободка.

Среди нас, тогдашних друзей, выделялся Гена Куренной невероятно красивый, молодой оператор. Судьба распорядилась так, что первым из нашей компании ушел именно Гена. Работая на ЦТ, поехал оператором в Югославию, как только там началась война. Там и погиб. Где он похоронен, никто не знает до сих пор. Храню о нем на память трубку, вырезанную в подарок во время съемок. Классно сделанная, двадцать лет она не прогорает и не теряется.

Помню Корш-Саблина, помню, как нежно он относился к Добролюбову, Четверикову, Турову, Степанову, Дашуку; помню, как вводили в кино молодых Лукьянчикова, Карпова, Михлеева, Шкляревского. Зайцева - уже Добролюбов, Четвериков, Туров, а потом пустота, прорва, никого... Отчего это? Пожалуй, от того, что был на весь Советский Союз один институт, готовивший кинематографистов. Великолепный институт, блестящий, с традициями, со своими легендами, мифами, преданиями - ВГИК. Практически все, работавшие и работающие ныне в белорусском кино, были его выпускниками. Его выпускниками были многие кинематографисты во всех республиках. Какие имена у его мастеров: Эйзенштейн, Довженко, Ромм; какие имена учеников - Чухрай, Тодоровский, Шукшин, Тарковский, Соловьев - бессмысленно перечислять! Было великое вгиковское братство, корпоративность в лучшем смысле этого слова. Я это хорошо прочувствовал, поскольку сам там не учился и всю киношную жизнь нес в душе ощущение некоей своей неполноценности, невсамделишности. Я был не из их когорты, для меня были непонятны многие их рассказы, воспоминания. Была у выпускников ВГИКа уверенность в том, что ВГИК будет всегда, что он всегда будет "кузницей кадров", что всегда по осени, как перелетные птицы, будут разлетаться по студиям, мигрировать его выученики.

Мне кажется, что интернационализм "Беларусьфильма", в какой-то момент ставший его сильной стороной, чуть погодя, во времена иные, стал его трагедией. Виктор Туров, почувствовав это, попытался набрать курс режиссеров в Белорусской академии искусств - не получилось. Не получилось у Виктора Дашука. Почему? Скорее всего потому, что в силу вгиковской корпоративности эти замечательные мастера помимо воли даже к своим ученикам относились не совсем качественно - чувствовали, что это ребята невгиковского ранжира. Может, не смогли, набирая и воспитывая собственные курсы, передать то, что получили в наследство от своих учителей...

Педагогика - высокое искусство. Оно не рождается на чистом месте, оно тоже должно вырасти из саженца, обрести свои традиции, свои мифы, которые будут передаваться из поколения в поколение, образуя то, что называется ШКОЛА!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter