Ветеран Николай Грушанов — о битве за Днепр, милицейских шпорах и борьбе с преступностью в послевоенное время

«Это был самый страшный день в моей жизни»

Николай Тимофеевич Грушанов — ветеран трижды. Фронтовик, прошедший Великую Отечественную войну, офицер милиции, железнодорожник и просто человек с удивительной биографией. В ней отражаются судьбы тех, кто освобождал Родину от захватчиков, а после войны продолжил рисковать собой, обезвреживая опасных преступников.

Самый страшный день

Малая родина нашего героя — деревня Пиревичи Жлобинского района. Суровая школа испытаний началась с детства. В возрасте пяти лет мальчишка остался круглым сиротой. Сначала умер отец, через два года не стало матери. Родителей заменил дедушка.

Подростковые годы пришлись на период коллективизации. Николай и сам приобщался к труду в недавно образованном колхозе. Впрочем, его юношеская мечта была связана с железной дорогой, проходившей в нескольких километрах от деревни. Окончив семь классов, парень переехал к дяде в Смоленск и поступил в железнодорожное училище. Однако грянувшая война внесла свои коррективы в планы. Пришлось отправиться в эвакуацию — в Татарскую АССР. Но в глубоком тылу оставался недолго. В конце 1942-го, не дожидаясь восемнадцатого дня рождения, Николай добровольцем вступил в Красную армию.

Недолгая учеба в минометном училище под Казанью и отправка на передовую 3-го Украинского фронта. Вместе с товарищами младший сержант Грушанов попал в ряды 188-й стрелковой дивизии РККА. Времени адаптироваться и привыкать к тому, что смерть всегда рядом (если к этому вообще можно привыкнуть), не было.

Едва пополнившуюся дивизию бросили на прорыв вражеской обороны под Кривым Рогом. Самые тяжелые и кровопролитные сражения произошли во время битвы за Днепр. Форсировать его довелось в районе между Днепропетровском и Кременчугом.

— Это был самый страшный день в моей жизни, — рассказывая о пережитом тогда, Николай Тимофеевич погружается в горькие воспоминания. — Днепр в тех местах не такой, как у нас под Речицей или Лоевом, значительно шире. Наш минометный расчет переправлялся на плоту. С противоположного берега ударили шквальным огнем: дым, грохот, снаряды рвутся, вода столбами вздымалась. И посреди этого ада крики, стоны, кровь… Раненые тонут, на помощь зовут, к нам руки тянут. Нескольких мы спасли, но сколько же их там осталось... А у нас приказ переправиться и захватить плацдарм.

Ценой огромных потерь войска задачу выполнили. В наградном листе на младшего сержанта Грушанова написано:

«Принимал участие в боях за Днепр. Отличился при прорыве сильно укрепленной обороны немцев северо-восточнее г. Кривой Рог. 09.12.1943 г. огнем своего миномета уничтожил три огневые точки противника и до 40 гитлеровцев. За отличное несение караульной службы имеет ряд поощрений от командиров роты и батальона. Верный сын Родины».

К слову, командиры дважды представляли Грушанова к высоким наградам — к ордену Красной Звезды и ордену Славы II степени. Однако в штабных резолюциях утверждались награды помладше. Среди них три медали «За боевые заслуги», а также благодарности от Верховного главнокомандующего И. Сталина.

Пройдя нелегкими фронтовыми путями, Николай Грушанов служил командиром минометного расчета и разведчиком, участвовал в освобождении Украины, Молдавии, Румынии, Болгарии, Венгрии, Австрии. Победу встретил в Бадене — пригороде Вены.

Невидимый фронт

Николай ГРУШАНОВ
в послевоенные годы.
После войны Николай, которому едва исполнился 21 год, наконец-то осуществил мечту — окончил школу паровозных машинистов. Однако из-за ранения и контузии работать на железной дороге не разрешила медкомиссия. Вместо этого молодому фронтовику предложили продолжить службу в Жлобинском линейном отделе МГБ (аналог современной транспортной милиции). Спокойной жизни служба не сулила, но парню, уже повидавшему многое, к опасностям было не привыкать. Без долгих раздумий он сменил гимнастерку на милицейскую форму. К слову, в амуницию тогда входили кавалерийские шпоры и шашка, приноровиться к которым удалось не сразу.

— Первое время тренировался ходить дома перед зеркалом, — с усмешкой вспоминает Николай Тимофеевич. — То и дело спотыкался, а на деревянных половицах оставались глубокие борозды. Но через неделю уже чеканил шаг как положено. Позже всю эту «кавалерию» отменили за ненадобностью.

В последующие годы довелось служить на различных должностях в разных регионах Гомельщины. Долгое время обстановка оставалась напряженной. Страна с трудом восстанавливала промышленность и хозяйство, уничтоженные в годы

войны. Не хватало продуктов и самого необходимого. А на руках у населения оставалось много неучтенного оружия. Время от времени давали знать о себе затаившиеся предатели — бывшие пособники оккупантов.

Всплески бандитизма происходили даже в 1960-е. Так было и в Житковичах, где Николай Грушанов четыре года служил начальником линейного поста. Одним из первых его дел в этой должности стало обезвреживание преступника, обстрелявшего из охотничьего ружья автобус с военнослужащими.

Но самая громкая криминальная история того периода — ликвидация банды Владимира Юхневича, действовавшей в Житковичском районе. Долгое время ее участники терроризировали население нескольких деревень. Сельчан обворовывали, запугивали, избивали и грабили. Один человек был убит. А фирменным стилем негодяев стали поджоги.

На поимку обнаглевших преступников были брошены все силы местной милиции, включая линейный отдел. На помощь прибыли коллеги из других регионов, сотрудники КГБ, военные. Совместными усилиями бандитов удалось найти и задержать. Позже их судили, главарь Юхневич был приговорен к расстрелу.

Ветеран всегда в строю

Николай Тимофеевич продолжал службу в подразделениях транспортной милиции. На его личном счету десятки раскрытых преступлений. Нередко с риском для жизни. Однажды он предотвратил изнасилование, которое в пассажирском вагоне пытался совершить уголовник. А во время рукопашной схватки тот пытался сбросить милиционера с мчавшегося на всем ходу поезда. В другой раз Грушанов задерживал находившегося в бегах убийцу, вооруженного пистолетом.

В общей сложности Николай Тимофеевич посвятил службе в транспортной милиции четверть века. Затем 15 лет работал в Гомельском отделении железной дороги, активно участвовал в ветеранском движении.

Благополучно сложилась ситуация и на семейном фронте. Вместе с женой Ольгой Ивановной, которой, к сожалению, уже нет, воспитали двоих детей. Сейчас у ветерана три внучки, пять правнуков и один праправнук.

Недавно Николаю Тимофеевичу исполнилось 95 лет. По этому поводу в УВД Гомельского облисполкома провели торжественное мероприятие. Юбиляра поздравил лично генерал-майор милиции Александр Васильев. А на кителе ветерана появилась очередная награда — почетный знак офицерского собрания.

prolesk@sb.by

Фото предоставлены пресс-службой УВД Гомельского облисполкома и Николаем ГРУШАНОВЫМ
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter