Естественный отбор

Когда начинает падать густой и крупный снег, даже взрослые люди выглядят растерянно, словно не знают, куда идти...

Когда начинает падать густой и крупный снег, даже взрослые люди выглядят растерянно, словно не знают, куда идти... Прямо как малые дети.


Несколько раз становился свидетелем разговоров родителей с детьми. Однажды мой одноклассник, сильно разозленный, воспитывал своего сына–подростка. Стоял над ним, как гора, держал за плечи и, глядя в глаза, говорил, что вот когда он был школьником, то всегда делал все домашние задания. Что ни разу не случалось такого, чтобы он пришел на занятия с невыполненными уроками. Что школа и учеба в жизни ребенка — самое главное. Паренек часто моргал, сдерживался, чтобы не заплакать, а может, чтобы и не рассмеяться. Я же сидел на диване, опустив голову, и тупо молчал...


Мне хотелось исчезнуть, раствориться, а если не удастся, то с грохотом и треском провалиться сквозь землю. Но ведь законы физики никто не отменял, а желчно смеяться не позволяла серьезность воспитательного момента. Самое неприятное, одноклассник время от времени обращался ко мне, призывая в свидетели его школьных подвигов. Хорошо, что присягать не пришлось... Кто–кто, а я–то хорошо помнил, как одноклассника постоянно ругали учителя, выгоняли из класса, писали замечания в дневник, когда он не успевал передрать домашнее задание у более старательных учеников. Замечаний было бы намного больше, если бы он не клялся, глядя в пол, что забыл дома дневник. Но теперь он тряс мальчишку за плечи и взывал к добросовестности, пугал потерянным временем и туманным будущим. Да, именно туманным и даже мрачным. Объяснял, заглядывая в глаза сыну–разгильдяю, что с таким отношением к учебе и таким поведением придется идти работать на завод, и то, если еще возьмут. И будет он там гайки крутить да тяжелым молотком стучать.


Не один раз педагогические беседы родителей с детьми слышал. Да и сам иногда подобное говорю и даже верю в то, что я был когда–то идеальным школьником, замечательным студентом и все такое прочее. Странно, что взрослые так часто врут собственным детям, приукрашивая прошлое, а то и выдавая черное за белое.


Иногда думаю, можно сказать — мечтаю. Вот если бы сегодня была у меня возможность пойти в школу, то наверняка был бы я там очень хорошим учеником, может, даже и золотую медаль заработал... Учился бы на одни десятки да девятки. Дурака бы не валял, английский бы как следует выучил... Ведь это так просто. Ясное дело, все домашние задания были бы выполнены и перевыполнены. На уроки бы не опаздывал, учителям не дерзил, родителей не расстраивал, а только радовал. А потом бы поступил в институт и там продолжил хорошо учиться, получая повышенную стипендию. Ведь это совсем несложно, если сравнить с жизнью взрослого человека и той кучей всяческих проблем, которые приходится разгребать. Поделился своими мыслями с приятелем, который уже лет тридцать преподает в институте. Он засмеялся и сказал: очень может быть, что мне бы и экзамены сегодня не удалось сдать... Хотя и он совсем не против вернуться в счастливое школьное детство, беззаботную студенческую жизнь.


Несколько лет назад мой друг сходил на встречу выпускников политехнического института. Собралось много народу, с разных концов света, съехались–слетелись. И вот что интересно. Все те, кто курсовые списывал, постоянно пересдавал зачеты, прогуливал лекции и учился лишь бы как, — сегодня большие начальники. Руководят крупными ДРСУ и частными компаниями. Они в костюмах серьезных, с галстуками и прочими атрибутами успешности. А вот те, кто учился отлично, а потом, пользуясь законными привилегиями, распределился в хорошие места... Те стали младшими научными сотрудниками, в лучшем случае смогли защитить кандидатские... Бывшие отличники и отличницы, обладатели красных дипломов, робко вспоминали молодость и, как ни старались, так и не могли понять, для чего они ночи проводили за конспектами, за написанием курсовых, если жизнь так причудливо провела естественный отбор...


Всякий родитель желает, чтобы его ребенок не повторил его ошибок. Это так понятно...


На улице идет снег. Взрослые люди выглядят растерянными, словно не знают, куда идти... Прямо как дети малые.

 

Советская Белоруссия №233 (24370). Среда, 11 декабря 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter