Есть жизнь на Марсе!

В поисках ответа на вопрос "Есть ли жизнь на Марсе?" американцы послали на Красную планету спецаппарат.
В поисках ответа на вопрос "Есть ли жизнь на Марсе?" американцы послали на Красную планету спецаппарат. Мы за этим же самым решили наведаться в Лоевский район

...По пути к Марсу мы все-таки заплутали. Пришлось сбавлять скорость и подавать сигнал несущейся прямо на нас "Ниве" со знаком на борту "Экологическая инспекция". "Далеко ли до Марса, спрашиваете? Да три километра будет. А там указатель стоит, и дорогу недавно чистили", - объяснили нам. Уже через несколько минут мы сближались с Марсом, который встречал нас укатанной дорогой, покосившимися заборами и старыми хатками.

Поселок Марс Лоевского района, в 70 километрах от Гомеля, на новых географических картах мы не обнаружили. Всего на единственной петляющей улице Садовой мы насчитали 18 жилых домов, половина жильцов которых на зиму съезжает к детям в город. Другая половина ждет не дождется весны. Говорят здесь буднично, без тени улыбки: "Живу на Марсе", а не "в Марсе" (мол, так легче выговаривается), и величают себя марсианами. А если кто думает сомневаться, тут же хватаются за паспорт земного образца. Коренной марсианин Николай Степанович Марковец в Марсе родился в 1939 году, что сразу же подтвердил документом: "Пожалуйста, поселок Марс, Лоевский район. Какие могут быть шутки? И отец мой в этой деревне жил с шестью братьями".

То, что поселок появился в середине ХIХ века, прописано в паспорте населенного пункта, составленного Страдубским сельским Советом.

Председатель сельсовета Светлана Дегтяренко пересказывает то, что слышала от заезжего историка. Мол, деревушку основал помещик, страстно увлеченный астрономией. С его легкой руки на Лоевщине сначала основали Марс, а потом в нескольких километрах от него застолбили деревню под названием Венера. В них и переселяли из Страдубки людей победнее.

У Николая Степановича немного иная версия марсианского происхождения, рассказанная отцом. Все повелось от шутника-землемера, который после революции нарезал землю под поселения и раздавал названия, какие на ум придут: Марс, Венера, Победа, Борец и т.д.

Так или иначе, от остроумия помещика или землемера, пожалуй, больше всех досталось марсианам. На Лоевщине никто не удивится, когда на автостанции попросишь билет до Марса. А вот за границами района всякие казусы случались. Местные жители рассказывают одну быль, которая уже превратилась в местный анекдот: "Как-то поехал один наш марсианин в Москву. Отправили его в столицу как передовика производства. А он там немножко выпил, попал на глаза милиции. Задержали, спрашивают: "Ты откуда?" Мужик отвечает: "С Марса". Те ему, разозлившись: "А может, ты с Венеры?!" - "Так она рядом, в нескольких километрах". Надавали мужику по бокам и за Марс, и за Венеру. Вернулся он в деревню и зарекся говорить, где живет".

Не нашлось на эти "космические" деревушки хваткой коммерческой руки, которая обставила бы их всякими рекламными завлекалками для "отлова" туристов. Например, открыли бы музей, посвященный Марсу, назвали улицу имени космического аппарата "Викинг", организовывали экскурсии по цветущим "инопланетным" садам. Увы. Чуть больше века хватило, чтобы Венеру закрыли как неперспективную. Последний жилец съехал оттуда в город после 80-х годов, чем подтвердил научную гипотезу: на Венере жизни нет. Однако теперь та же участь ожидает Марс. Когда-то единственная улица была густо населена марсианами, в деревне работал магазин, автобус возил рабочих на "большую землю" - в Страдубку. Сейчас магазин заколочен. В деревню по вторникам и пятницам ходит автолавка, да и коммерсанты дорогу проторили, чему местные несказанно рады. А еще почтовая "Газель" исправно привозит пенсии и корреспонденцию. В центре улицы стоят почтовые ящики, у которых в ожидании машины собираются марсиане. На Марсе, замечу, читают только три газеты: "Советскую Белоруссию", районную и областную.

Марс без "сникерсов". И почти без телефонов

"В общем, есть жизнь на Марсе", - ставит точку Николай Степанович Марковец. Деду Коле можно верить. Он бывший депутат и передовик производства: знатный тракторист, комбайнер, награжден десятью грамотами и сейчас на Марсе является председателем сельского комитета. Кроме того, человек серьезный и хозяйственный - владеет легковым автомобилем, роскошным яблоневым садом, гектаром разных грядок, кроликами, курами, поросятами. Есть в хозяйстве и собака, а также кошка Белка-бандитка. Основная гордость пенсионера - его помидоры. Не плодоносят - прут, можно сказать, своей марсианской урожайностью!

Окрестный народ тоже деловит. Кто тракторок держит, кто корову с лошадью. "Тихонько живем, без шума и приключений. Чужие нас не беспокоят. Друг другу помогаем", - докладывают мне, как участковому, местные жители. А "большую землю" марсиане беспокоят только в трех случаях: вызвать "скорую", выпросить комбайн или трактор в хозяйстве и отыскать автолавку, если заблудилась в пути. Когда в "инопланетной" деревне назревают земные проблемы, Николай Степанович тут же выходит на связь. Он - один из двух жителей поселка, имеющих телефон.

- Вот только от нашей связи - одно разочарование, - не сдерживается пенсионер. - Бывает, плохо кому-то стало, инвалиды у нас есть на улице. Так разве дозвонишься?! Жди. Как замолчит телефон на несколько суток, хоть вытряхивай из него все внутренности, толку не добьешься. Жаловались на узел связи. Нам сказали: то ли столбы нужно менять, то ли покупать новые запчасти для АТС...

Из-за этих самых столбов (или запчастей?) вот уже добрый десяток лет ждет своей очереди на телефон марсианка Вера Васильевна Тарасенко, супруга инвалида II группы. Уже не верит, что поставят и столбы, и номер. Кто же тратиться будет, если за эти годы в деревне остались одни старики? На 25 пенсионеров единственный "молодой человек" - 53-летний Михаил Фомич Медведев, который трудится в КСУП "Страдубка" сторожем телятника. От Марса до работы - три километра - добирается пешком или лошадью. Справедливости ради замечу: дорожники о космическом поселке не забывают. Чистят асфальт на совесть, так что даже в метели сюда легко попасть без навороченного марсохода.

- Вот сейчас все про Марс да про Марс в новостях говорят. Нам политика ни к чему. Разве мы полетим на тот Марс? У нас свой есть. Только если подумать, может, и у них так было? Как наша деревня, в которой жили старики, а потом они померли - и не стало жизни. Сохранились одни организмы в земле. К примеру, дождевые черви, - излагает свою "научную теорию" один из пенсионеров-марсиан. - Если честно и откровенно, какая нам разница: есть жизнь на Марсе или нет. Жаль, что наша деревенька пустеет... А какая природа, какие места!.. Живи и радуйся...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter