Интервью с начальником Гомельского УСК Олегом Шарковым

Есть такое слово — неотвратимость

Интервью с начальником Гомельского  УСК Олегом Шарковым
Тройное убийство — драма цыганской семьи в Жлобине, страшная спайс–трагедия с вырезанными глазами в Гомеле, крупнейшая авария в Житковичском районе... Это лишь последние из резонансных уголовных дел минувшего года, расследование которых находится в зоне ответственности сотрудников управления Следственного комитета по Гомельской области. В реальности же счет преступлений идет на тысячи. Из чего складывается криминальная картина юго–восточного региона страны? Об этом разговор с начальником областного УСК Олегом ШАРКОВЫМ.



— Олег Анатольевич, больше года работы позади. Что можно сказать о криминальных особенностях региона?

— Пожалуй, главная особенность заключается в том, что Гомельщина — крупнейшая по территории область Беларуси. Население приближается к 1,5 миллиона. Также это один из высокоразвитых индустриальных регионов страны, в котором насчитывается более 300 крупных и средних промышленных предприятий.

— И что из этого следует?

— Следует немалое количество преступлений на фоне, скажем, других областей. Например, за прошлый год их зарегистрировано свыше 14.300. Достаточно серьезная цифра. Опять же общая картина преступности имеет свои особенности. Основная их масса, а это около 40 процентов всех совершенных преступлений, приходится на кражи, из которых 195 — государственной формы собственности. Выше этот показатель только в Минской области.

— К слову, Гомельщина прогремела на всю страну и серией необъяснимых убийств молодыми людьми своих бывших подруг: репетитора Марины Александровой, Виктории Пониматко...

— Действительно, тревогу вызывает незначительный, но все–таки рост особо тяжких преступлений. В частности, убийств. Уголовные дела, о которых вы упомянули, никак не вписываются в общепринятые критерии взаимоотношений молодых людей... В основном преступления совершены осознанно. На самом деле очень тревожный знак, поскольку он свидетельствует о социальной незрелости молодых людей, изъянах в восприятии реальности, неумении решать свои проблемы.

— Кстати, продолжая эту тяжелую тему, вот о чем хотелось бы спросить. Сейчас на слуху несколько раскрытых преступлений, которые были совершены более десятка лет назад. Понятия давности для них и вправду не существует?

— Когда речь идет о таких тяжких преступлениях, как убийства, изнасилования, сроков давности практически не существует. Забытых преступлений действительно не бывает. Все они находятся на контроле. Периодически производство по нераскрытым делам возобновляется. Подобная практика в нашем управлении является системной, направленной на то, чтобы преступления прошлых лет изучались с учетом современных методик и новых возможностей экспертных исследований. Ведь технологии постоянно совершенствуются. То, что еще пять лет назад было невозможным, ныне реальность.

— И такой подход оправдан...

— Именно так было раскрыто убийство 18–летней гомельчанки Ш., совершенное в августе 2001 года. Повторные генетические исследования биологического материала только сейчас позволили установить личность подозреваемого в преступлении. В настоящее время это уголовное дело рассматривается в суде. Аналогично было раскрыто убийство 2011 года, когда на кладбище в Гомеле обнаружили тело 59–летней горожанки со следами насилия. И вновь генетические исследования помогли выйти на преступника, который к этому времени уже уехал из Гомеля и жил в Лельчицком районе. Областным судом он приговорен к 14 годам лишения свободы в ИК строгого режима. Все эти преступления раскрыты следственным путем при тесном взаимодействии с подразделениями криминальной милиции УВД Гомельского облисполкома и Государственного комитета судебных экспертиз.

— Не могу обойти такую острую тему, как спайс–преступность. Масштабы, согласитесь, настораживающие.

— В последние годы острота проблемы распространения наркомании в Беларуси резко возросла. На фоне общего снижения уровня преступности сохраняется тенденция к росту наркопреступлений. И более половины из них за счет спайсов. Как вы знаете, проблема вышла на государственный уровень. Необходимые корректировки уже внесены в законодательство. Но по–прежнему большая роль отводится профилактике наркомании. По сути, это главное, что способно сформировать у молодых людей четкое понимание трагических последствий употребления наркотиков. Исследованиями уже доказано, что регулярное употребление так называемых миксов может привести не только к психическим расстройствам, но и к серьезным нарушениям физического здоровья вплоть до инвалидности. Достаточно упомянуть нашумевший случай, когда двое друзей под воздействием спайса удалили глазные яблоки своему приятелю, лишив его зрения. Расследование этого уголовного дела близко к завершению.

— Затрону еще одну актуальную проблему, которая также потребовала пересмотра законодательства. Речь о коррупции и должностных преступлениях. Пожалуй, на Гомельщине в последние годы более чем достаточно поводов к разговору о ней. Например, задержание прошлым летом двух замов председателя облисполкома.

— Сразу оговорюсь, расследование этого уголовного дела ведет центральный аппарат СК. В целом же за минувший год в Гомельской области — около 260 коррупционных преступлений. Отмечается хотя и незначительное, но снижение их количества по сравнению с 2013 годом. В этом плане самыми уязвимыми были предприятия агропромышленного комплекса, торговли, жилищно–коммунального хозяйства. Чаще всего уголовные дела возбуждались по фактам получения взятки и хищения путем злоупотребления служебными полномочиями.

— Если не ошибаюсь, в прошлом году немало дел было связано и с приписками.

— Да, ряд уголовных дел возбужден по фактам необоснованного завышения различных показателей, что, как известно, порождает искажение статистической отчетности и влечет за собой ответственность. Приведу лишь один пример. Весной прошлого года прокуратура области возбудила уголовное дело в отношении директора одного из сельхозпредприятий Речицкого района. Стремясь документально показать выполнение прогнозных показателей по молоку, чтобы получить одобрение руководства, он давал подчиненным указания приписывать объемы производства этой продукции. В результате необоснованно начислялась заработная плата, искаженные данные передавались в органы государственной статистики. Ущерб превысил 197 миллионов рублей. А в процессе расследования было установлено, что такие распоряжения о внесении заведомо ложных сведений директору давал один из руководящих работников Речицкого райисполкома, в отношении которого также возбуждено уголовное дело. Оба отстранены от должностей.

— Уголовных дел много. Они разные. А вот если оценивать уже пройденный следствием первый этап самостоятельного пути, что отнесли бы к плюсам, а что к минусам?

— Если сравнивать с результатами следственной работы прошлых лет, то качество предварительного следствия, несомненно, улучшилось. Повысилась раскрываемость, стало меньше дел, направленных прокурорами для производства дополнительного расследования, увеличилась возмещаемость ущерба. Кроме того, повысилась оперативность следствия, чему, подчеркну, уделяется повышенное внимание. Что же касается проблемных моментов, то каждый факт возвращения уголовных дел для дополнительного расследования, предъявления нового обвинения в суде получает очень жесткую оценку с привлечением виновных сотрудников к ответственности. И это — принципиальная позиция.

dralukk73@mail.ru

Фото предоставлено УСК по Гомельской обл.

Советская Белоруссия № 14 (24644). Суббота, 24 января 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter