Есть план. Антикризисный

В пятницу журналисты очень интересовались антикризисным планом Правительства. Строили догадки...

В пятницу журналисты очень интересовались антикризисным планом Правительства. Строили догадки... «Этот план закрытый, мы не имеем права его предоставить», — развел руками заместитель министра экономики Андрей Тур на внеочередном заседании Национального совета по трудовым и социальным вопросам. Но следом ситуацию пообещал исправить заместитель Премьер–министра Сергей Румас. Утвердившее план правительственное постановление № 662 вышло под грифом «Для служебного пользования». «Мне за это откровенно стыдно», — честно признался вице–премьер и сказал, что намерен просить Премьер–министра снять гриф. Тем более что документ датирован 25 мая. Его положения уже реализуются. Поэтому многие из них уже не раз цитировались в прессе. Какой смысл секретничать? И через несколько часов план был размещен на официальном сайте Правительства в свободном доступе...


Еще одна важная новость пришла из Киева. Здесь в субботу прошло заседание Совета Антикризисного фонда ЕврАзЭС. Рассматривался вопрос о выделении кредита Беларуси. Участники заседания поддержали нацеленные на стабилизацию планы Правительства и Нацбанка. Решение по кредиту принято положительное. Чуть позже об условиях рассказал министр финансов Андрей Харковец. Речь идет о трех миллиардах долларов, которые будут выделяться несколькими траншами в течение 2011 — 2013 годов. Первый, по оценкам Минфина, в сумме 800 млн. долларов поступит уже в середине июня. До конца этого года, ориентировочно в октябре, ожидается второй транш. Общая сумма обоих составит 1,24 млрд. долларов. Остальные деньги будут поступать равными траншами дважды в год в течение последующих двух лет. По расчетам Минфина, платежи по кредиту не должны превысить 4,9 процента годовых. Срок пользования деньгами — 10 лет с мораторием на погашение основного долга в 3 года. «Что касается условий предоставления кредита, то они в максимальной степени соответствуют стандартным подходам международных финансовых организаций при реализации стабилизационных программ», — подытожил А.Харковец. Деньги, по его словам, пойдут на пополнение международных резервных активов и финансирование дефицита платежного баланса.


Что ж, теперь, по крайней мере, появилась некоторая ясность. И сразу обозначилось несколько позитивных моментов. Во–первых, у Правительства есть план и он предъявлен общественности. Во–вторых, план не только нравится самому Правительству, но и одобрен непредвзятыми коллегами по ЕврАзЭС. В–третьих, план уже реализуется. И теперь некоторые шаги недалекого прошлого уже не выглядят бессистемными разрозненными экспериментами, а вполне укладываются в канву некоей стратегии. И, наконец, обозначена финансовая основа проекта стабилизации в виде кредита.


Шаг за шагом


Понятно, что антикризисная программа — ответственное дело. Люди уже почувствовали на себе экономические проблемы. Значит, надо их в меру сил компенсировать. Поэтому очевидна логика того, что социальный блок в плане стоит на первом месте. Он предусматривает перерасчет трудовых пенсий с 1 июня, 1 августа и 1 ноября. С 1 августа планируется также пересмотреть размер социальных пенсий. Для малоимущих будут введены безналичные жилищные субсидии для оплаты услуг ЖКХ. Правительство намерено ежемесячно находить средства для индексации зарплат бюджетникам. А руководителям таких организаций дадут больше полномочий для материального стимулирования сотрудников. Кроме того, рассматривается вопрос об увеличении стипендий безработным, которые направлены на обучение службой занятости. Предусмотрен еще ряд мер.


Некоторые меры экономического характера уже известны. Отчасти расширен перечень сфер, в которых можно проводить расчеты в СКВ. Следующий шаг здесь — предоставление возможности платить в валюте налоги, сборы и пошлины. С 15 июня планируется отменить льготы по обязательной продаже валюты субъектами хозяйствования.


На потребительском рынке акцент делается на «устранение диспаритета цен с сопредельными государствами». Думается, нынешний уровень ценников уже такой опасности не создает и дальше повышаться не будет. Еще в планах пересмотр акцизов на табак и алкоголь, постоянный мониторинг рынка и пресечение фактов недобросовестного ценообразования, повышение закупочных цен на сельхозпродукцию, совершенствование антимонопольного законодательства и некоторые другие меры.


В реальном секторе экономики будут проиндексированы тарифы на тепло и электричество. Цены на нефтепродукты будут устанавливаться с оглядкой на соседние страны. Возможен пересмотр тарифов на услуги транспорта и ЖКХ.


Понятно, что для долгосрочного успеха программы нужна ее постоянная подпитка ресурсами. Поэтому особый акцент сделан на мерах по наращиванию экспорта. С одной стороны — за счет роста производства и производительности труда. С другой — при помощи иных стимулирующих инструментов. Так предлагается расширить функции Банка развития в экспортно–импортном кредитовании. В министерствах, концернах, областных и Минском городском исполкомах будут созданы отделы стратегического планирования экспорта. Без увеличения общей численности. Особое внимание будет уделено организации продаж наших товаров за рубеж непосредственно производителями.


Разумеется, придется пересмотреть и некоторые базовые ориентиры. Такие как показатели бюджета. Его дефицит не должен превышать 1,5 процента ВВП. Ограничивается и эмиссионное кредитование государственных программ — не более 4 процентов ВВП. Соответственно планируется уточнить объемы жилищного строительства. А финансирование государственной инвестиционной программы планируется сократить на 30 процентов.


Простая оценка


И все же обнародованный план Правительства оставляет некоторые вопросы. Представитель инвестиционной компании «Юнитер» Даниэль Крутцина, к примеру, предполагает, что это «лишь рамочная стратегия». Поскольку некоторые направления явно требуют детализации. Например, в том, что касается сокращения расходов. Каких программ оно коснется, каков абсолютный эффект в денежном выражении — пока не ясно. Понятно и стремление минимизировать последствия экономических неурядиц для граждан. Однако желательно было бы увидеть источники финансирования этих мероприятий. Одно дело, если они будут проводиться за счет сэкономленных средств, совсем другое, если снова за счет эмиссии. И, наконец, обращает внимание эксперт, в программе явно не хватает четкого изложения позиции Правительства по вопросу приватизации. И с этим сложно не согласиться. Тема на слуху. Но после переговоров в Киеве информация идет односторонняя. Источники информагентств сообщают, что приватизация остается в числе условий предоставления кредита ЕврАзЭС. Однако наши чиновники этот острый пассаж пока не комментируют...


Впрочем, все это проблематика, так сказать, макроуровня. Ну а граждане свою оценку правительственной программе поставят тогда, когда почувствуют очевидный результат. Например, в виде наличия валюты в обменных пунктах. Ведь по обывательскому наблюдению именно отсюда начались все беды. Сергей Румас пообещал полную стабилизацию валютного рынка в течение 10 — 14 дней. На этот срок и будем ориентироваться...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter