Есть фермеры в наших селеньях

Когда-то он начинал с 30 гектаров земли.
Когда-то он начинал с 30 гектаров земли. Сам садился на трактор и ночью лежал в борозде, охраняя свое имущество.

Его жена и единомышленница, вооружившись тяпкой, полола гектар за гектаром до полного изнеможения. Помогал еще шурин - больше работников в хозяйстве не имелось. Все заработки вкладывались в приобретение техники и удобрений. Жили фактически на детское пособие. Было так тяжело, что даже вспоминать о том времени мой герой не хочет. Но семья верила: когда-нибудь все усилия приведут к успеху, верила, что и крестьянским трудом можно зарабатывать хорошие деньги. Это был 1993 год.

В году нынешнем состоявшегося фермера Михаила Григорьевича Шруба районные власти пригласили возглавить консервный завод в Турове, надеясь, что именно ему каким-то чудом удастся поднять это убыточное и устаревшее предприятие. Нет, я не хочу ничего поднимать. Я хочу восстановить и наладить производство на этом заводе, сделать его привлекательным для инвесторов, - став директором предприятия в мае, Михаил Григорьевич уточняет свою позицию и свои намерения.

Но и на фермерстве он не поставил крест. Хозяйство возглавила супруга Шруба - Екатерина Федоровна.

Кратко опишу для сведения, что сегодня представляет собой это фермерское хозяйство. 160 гектаров земель, на которых выращиваются овощи, зерно и картофель. О качестве агротехники свидетельствует полученная средняя урожайность свеклы - 449 центнеров с гектара, а на отдельных участках - 700 ц/га. Всего собрано более 2.200 тонн овощей. В хранилище в данный момент находится 600 тонн капусты. Есть в хозяйстве и парники, для которых сложилась следующая калькуляция: с 10 помидорных соток убрано 4 тонны продукции, с 20 огуречных - 16 тонн. В хозяйстве постоянно работают 22 человека. В частности, водитель получает 150 тысяч рублей, тракторист - 140 тысяч. На сезонные работы, такие как уборка овощей, нанимается до 100 человек дополнительно. Они сами объединяются в небольшие бригады и сами же следят, чтобы каждый из них работал быстро и добросовестно. Потому что заинтересованы - оплата труда сдельная и хорошая. Можно и 3 тысячи рублей в день заработать, и - 5. Деньги хозяин выдает понедельно и без промедлений. И никакого пьянства. В хозяйстве имеются 6 тракторов, прицепная техника и множество приспособлений собственной конструкции (скоба, например, - насадка к трактору, подкапывающая гряды свеклы или моркови). Все, естественно, в хорошем состоянии. Каждую неделю в Минск отправляется машина с продукцией. Красиво упакованные чистые овощи поступают в 28 столичных магазинов. Ну и в довершение портрета - ежемесячно хозяйство отчисляет в бюджет государства приличные по размеру налоги.

Супругов Шруб здесь называют хозяевами. Красивый коттедж на берегу, офис, а не контора, достойные уверенные лица - все это выглядит почти фантастично. Здесь устойчивый запах успеха и благосостояния. А рядом - скромные хаты соседей, работников традиционных хозяйств. Естественно, возникает вопрос: Буржуями вас не называют, спалить не грозятся? Екатерина Федоровна улыбается: Да, раньше было что-то в этом роде. А теперь те, кто сердился на наши успехи, зачастую сам стремится устроиться к нам на сезонные работы.

Удивительно, что супруги-фермеры, люди с высшим образованием, изначально не имели специальных навыков в сельском хозяйстве. Михаил Григорьевич, например, экономист, закончил БГУ. В первое время изучал агротехнику по книжкам для дачников, потом по учебникам более серьезным. Однако, познав аграрные теории всех белорусских НИИ, вдруг понял, что на практике можно добиться большей урожайности, чем рекомендовали отечественные методики. И самолично отправился за опытом в... Голландию.

Теперь у фермерского хозяйства с голландцами прочные связи и тесные дружеские взаимоотношения. По инициативе Михаила Шруба, например, специалисты фонда НМСП (по поддержке предпринимательства) из Гааги бесплатно проводили в январе 2000 года в Турове семинар для белорусских фермеров и желающих стать фермерами. Участникам семинара голландцы подарили наборы семян. Для сведения - килограмм голландских семян капусты, например, стоит тысячу долларов. Все расходы по проживанию и питанию гостей взяли тогда на себя супруги Шруб. И сам семинар проходил на базе их хозяйства. Любое серьезное дело требует вложения капитала.

Но вернемся к вопросам собственности. Неоднократно приходилось слышать мнение, что крестьяне, став собственниками земли и организовав свое дело, будут иметь большие проблемы с защитой своего имущества от воровства неблагополучных односельчан. Михаил Григорьевич Шруб придерживается на этот счет таких убеждений: Воровство в таких масштабах, как мы наблюдаем нынче, прекратится, когда земля будет в собственности, когда у нее будет хозяин. Действительно, мелкий землевладелец в большей степени, чем колхоз, заинтересован в сохранности плодов своего труда. И если число землевладельцев увеличится, красть станет, по крайней мере, сложнее. И у сельского лоботряса появится стимул работать (хотя бы по найму, собственное дело для них явно не по силам, как более утомительное и серьезное).

О возможных вариантах реформирования нашего села Михаил Шруб тоже имеет собственное мнение: Я считаю, не стоит сегодня распускать колхозы на паи. Вполне достаточно просто давать землю всем желающим, поддерживать их кредитами, льготным налогообложением на первом этапе и, главное, морально. Вот увидите, сам собой произойдет естественный отбор. И те, кто хочет и может работать на земле, будут работать. Они же выступят для остальных толковых крестьян в качестве раздражителя и примера. Сегодня я знаю несколько человек, у которых вполне могло бы получиться организовать свое дело на земле. Однако им не позволяют. Приведу в пример толкового главного агронома одного из хозяйств. В ответ на его просьбу стать фермером ему настоятельно порекомендовали и дальше оставаться в колхозе. Мол, в колхозе не все благополучно. Есть над чем работать и нечего о фермерстве мечтать.

...Какие еще видятся варианты реформирования? - продолжает Михаил Григорьевич. - Возможность частной приватизации существующих хозяйств, например. Кому от этого будет хуже? У нас должны быть как мелкие землевладения, так и крупные. В Польше, в частности, фермерские хозяйства бывают и пятигектарные, и пятитысячные. Все зависит от возможностей владельца, его организаторских способностей. Ведь в действительности крестьянский труд - этот тот же бизнес. Дайте людям свободу, и они сами определят, что и где им растить. И куда успешнее, чем по указке районного начальства. Очень хочется надеяться, что новый Земельный кодекс будет прогрессивным и разумным.

Не ожидая изменений, уже в нынешних условиях бывший фермер, а ныне директор консервного завода пытается создать новое прогрессивное образование - агрофирму. Это акционерное общество, которое объединяло бы и контролировало весь процесс: от производства сельхозпродукции до ее переработки, - поясняет Шруб. И что обнадеживает - новый проект этого предприимчивого человека уже сегодня имеет поддержку руководства области.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter