На днях председатель Следственного комитета наградил трех жительниц Лунинца

Есть, есть женщины в наших селеньях

Смелость, говорят, города берет. В крайнем случае, вора поймать помогает. На днях начальник УСК по Брестской области как раз и наградил трех жительниц Лунинца, которые в прошлом году самостоятельно задержали преступников. Корреспондент «Р» заглянула в гости к героиням.   

«Он подошел ко мне на перроне, спросил, во сколько поезд на Пинск. Я сразу обратила внимание на глаза: они у него голубые-голубые», — вспоминает декабрьскую историю Лариса Петрович. В этот момент преподаватель русского и белорусского языка и литературы даже не подозревала, что скоро ей придется раскрывать преступление, и спокойно шла в ближайший мясной павильон.

Тамара Чижик

Мы же идем в кабинет, где ее ждут школьники. Лариса Николаевна спокойно открывает дверь, впрочем, как и тогда, зимой: «Вхожу, и вдруг парень, стоящий у кассы, отскакивает от прилавка и ходу. Посмотрел на меня своими голубыми глазами и от неожиданности такой: «Здрасьте».  

Продавца, как и других покупателей, в магазине не было. Зато семиклашки в кабинете все. Руки тянут, как никогда, — о поступке Ларисы Николаевны знают. Шутят: теперь «домашку» делают еще старательнее. Вот он, авторитет. 

Пока дети повторяют, Лариса Николаевна продолжает: «Продавца чуть позже встретила в соседнем павильоне — в небольшом городе многие знают друг друга в лицо, — рассказала про парня в капюшоне, она скорее к кассе проверять деньги». Двух миллионов выручки и след простыл. «Человек, который их украл, сейчас уедет в Пинск», — говорю. Продавец среагировала моментально: «А вы его сможете узнать? Идемте по вагонам».

Первый осмотр результатов не дал, пошли на второй круг. Голубоглазый парень с девушкой курили в тамбуре. «Работница павильона тут же к нему и давай карманы выворачивать, но денег не было. «Ты его подержи, — просит, — а я сбегаю за милицией». Вор, к счастью, ретироваться не собирался.

«Иду домой, по телефону рассказываю мужу, что произошло, а он вдруг: «А это был точно тот парень?» Я даже растерялась, а ведь правда, может, ошиблась? Сомнения развеялись дня через два, когда злоумышленник признался в воровстве. Деньги, видимо, передал девушке. Во всяком случае, украденное возвращала его мама».

— А помогать в такой опасной ситуации не боялись? — спрашиваю.

— В сентябре по дороге с работы обронила кошелек. Правда, узнала я об этом, только когда домой мне его принес милиционер, — объясняет свой поступок. — На этот раз была моя очередь кого-то выручать. 

— В жизни я человек тихий и скромный, а тут ухватила его за куртку и кричу: «Стоять!» — Тамара Чижик показывает, как держала злоумышленника. – Не знаю, что со мной случилось. 

А случилось то, что миниатюрная Тома задержала двухметрового вора-амбала. История, к слову, на грани фантастики. 

Мы с Тамарой стоим возле универмага, где все и произошло. Она рассказывает: «Я работаю здесь продавцом, за день до случившегося увидела в магазине странных покупателей. Люди подозрительные, неместные, мы-то своих почти всех знаем. К тому же у одного из них были подбиты оба глаза. Вот я и рассказала о них мужу-милиционеру».

Назавтра они семьей пошли в магазин. Тома подходит к двери: «На входе Женя (муж. — Прим. авт.) меня придерживает: «Глянь, похоже, твои вчерашние покупатели. Стойте с сыном здесь, а я за ними на второй этаж».

А дальше случилось то, чего никто и предугадать не мог: один из мужчин вдруг двинул к выходу. Телефон мужа, как назло, занят, и Тома, как настоящая жена милиционера, решила сама проследить за подозрительной личностью. 

Переходим дорогу, заворачиваем за угол — повторяем путь грабителя. «Тут он снимает ветровку, в которую был одет, а под ней — пуховик. Понимаю: он его украл! — в голосе Томы появляется решительность. — Иду с ребенком за ним».

Чтобы хоть как-то успокоить себя, Тома, как мантру,  повторяла: он меня не знает, я обычная прохожая. Она и сейчас рассказывает, волнуясь: все-таки рядом шел четырехлетний сын. Муж, к слову, в это время уже стоял на крыльце с двумя подельниками вора. Приметив это, злоумышленник прибавил шагу. Тома тоже ускорилась: «Понимаю, уйдет, нужно что-то делать, и тут я к нему: «Молодой человек, подскажите, как пройти…» А что дальше сказать, не знаю. Я растерялась, он запаниковал, хотел бежать». Тут-то Тома и ухватилась за его куртку: «Стоять!» Запись с видеокамер  позже подтвердила: пуховик мужчина, действительно, украл.

Об этом поступке они с мужем никому не рассказывали: заскромничали. «Когда коллеги Жени увидели меня в зале во время встречи с председателем Следственного комитета, удивились: «А что Тома здесь делает?» Слышу, он довольно отвечает: «Награждать ее будут», — улыбается. В универмаге своего продавца тоже поздравили, но, шутит, должность охранника пока не предлагали.

«Я так думаю: догнала бы их, если бы рванула», — это уже Елена Малахова, третья из героинь, говорит. Удивляюсь такой уверенности. «Да я в свое время четыре раза чемпионат БССР по бегу на 800 метров среди юниоров выигрывала, а в СССР была третьей, — объясняет. — Вспомнила бы молодость».

В этот момент она щедро отрезает нам  с ней по куску торта. Даже после случившегося в феврале прошлого года сладкое не разлюбила. «Часов в одиннадцать возвращалась от подруги через мини-рынок. Смотрю, из окна кондитерского павильона парень выбирается, а метрах в тридцати от него второй на шухере, видимо, стоит, — вспоминает случившееся Елена. — Я быстро за телефон и в милицию звонить, они меня заметили — и деру».

Воров задержали той же ночью. Что они украли, Елена не уточняла, но коробок со сладким в руках ребят не помнит. Зато историю эту не забудет никогда. Летом она с мужем из Лунинца переехала в деревню Волма Дзержинского района. По иронии судьбы рядом с домом оказался магазин с тортами и пирожными. Проходим мимо него, Елена продолжает: «Пойти на суд не смогла, думаю, эти ребята года на два старше моего сына Стефана. Жалко, что из-за такой вот дурости жизнь себе подпортили. Я после этого с ребенком побеседовала, говорю, ты лучше попроси, мы с папой извернемся, но все достанем».

Лариса Петрович

Собственно, они сейчас и заняты этим процессом. Сын учится в школе олимпийского резерва. Летом нужны были деньги на соревнования в Германию, потом в Китай. В хозяйстве предложили хорошую зарплату, поэтому семья и переехала. На месте, говорит, обжились. Друзей завели, в библиотеку записались. 

Идем по деревне, Елена постоянно отвлекается, чтобы сказать очередное «здрасьте». Об истории со злоумышленниками домашние узнали случайно. «Через пару дней, смотрю, мама читает про это ограбление в районке. Ну я и говорю, что помогла их задержать». Сообщение родные пропустили мимо ушей, возможно, не поверили. Хотя Елена в подобные передряги попадает уже не впервой. «Когда еще в Лунинце жили, как-то вижу: мужик с велосипеда рядом с нашим двором падает, я с полотенцем бегом к нему, — отвлекается на очередное приветствие. — Перевязываю голову, вызываю «скорую». Предупреждаю: за велосипед не волнуйтесь. Поправитесь — придете заберете. Через час открываю дверь, а там люди с автоматами». Оказалось, двухколесный транспорт пострадавший украл, вот милиция и пришла забирать.

— Я вот, знаешь, чего не понимаю в этой истории с ворами? — по интонации чувствуется, что вопрос риторический. — Все время думала: ничего героического не совершила. Каждый бы так сделал. А тут, когда пригласили приехать за наградой, поспрашивала у знакомых, а как бы они поступили. Ответ был один: прошел бы мимо. «Зачем мне чужие проблемы».

panteleeva_katya@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter