Исследование космоса - это дорогая игрушка для мужчин или жизненная необходимость?

Есть еще дома дела

Аккурат к 55–летию первого полета человека в космос произошел очередной прорыв: все мы могли наблюдать практически в режиме реального времени, как, выведя на орбиту грузовой корабль Dragon с тремя тоннами груза для МКС, первая ступень американской ракеты благополучно вернулась на Землю. Значит, космические полеты имеют все шансы выйти за рамки «дорогих одноразовых удовольствий». А не слишком ли дорогих при уйме проблем, которые наплодило себе человечество? Может, пора притормозить на этом высокозатратном пути с туманными перспективами? Или без освоения космоса Земле уже никак не прожить? Корреспонденты «СБ» так и не пришли к общему знаменателю. А каким его видите вы? Ждем ваших мнений на странице рубрики на сайте www.sb.by.


Фото  РЕЙТЕР

Земли нам мало? 


Людмила ГАБАСОВА

«Ну–ка, ну–ка! Это же просто фантастика!» — на звук телевизора выскочил из кухни муж, обещавший семье вкусный субботний ужин. Новость о пятой и, наконец, удачной попытке компании Space X мягко посадить первую ступень ракеты на платформу в океане потрясла его настолько, что на несколько минут мы его с детьми потеряли. И чуть было не потеряли собственно ужин. На плите что–то зверски булькало и адски скворчало, а муж так и стоял восхищенным изваянием. Космос же!

Назови меня тысячу раз «курицей», Рома, но я таки вставлю свои женские пять копеек. Знаешь, не устаю удивляться этой вашей мужской способности жить мечтой о звездах, галактиках, а возможно, и о зеленых человечках. Да, ты не ослышался. Хотя в космосе отметились уже 60 женщин, он — прежде всего игрушка для сильной половины человечества. Именно мужские голоса, подозреваю, и создали феномен недавнего опроса «Левада–центра»: 42% россиян высказались за расширение космических исследований и увеличение финансирования таких проектов. Несмотря на сложную экономическую ситуацию и намерение правительства расходы на треть поуменьшить... Вот весь наш брутальный романтик в этом! Неведомые горизонты его интересуют гораздо больше насущных дел. А эфемерное небо — чем земля под ногами. Но ты опусти, будь добр, свой просветленный взгляд на нашу грешную планету, на которой мечтателям тесно. Уже все магистральные земные проблемы решены, чтобы вбрасывать в черную дыру Вселенной миллиарды? От последствий голода умирают ежегодно более 4 млн детей. 790 млн человек элементарно недоедают. И получат ли положенные 3 — 4 тысячи калорий в сутки к 2050 году — неизвестно. Тогда ведь населению Земли потребуется вдвое больше пищи, а производство 21 основного продукта питания, в том числе яиц, мяса, овощей и сои, в мире уже сбавляет обороты, 9 — 10 видов растений, которые нас кормят, вырабатывают свой ресурс. Чем питаться–то будем — марсианской пылью, лунными камнями? А чем будем дышать, если по парниковым газам никак не можем сообща договориться? С моим приземленным умом могу назадавать тебе еще массу вопросов. Ну хотя бы из серии любимой медицины. Что важнее здесь и сейчас: Америке наперегонки с Россией запускать очередную ракету или все же дать окончательный бой раку, заболеваемость которым будет расти и дальше, а универсальной панацеи, это уже врачи понимают, нет? Речь о том, чтобы создавать «прицельные» лекарства под каждый его вид, под каждую локализацию, чуть не под каждую опухолевую клетку. Это безумно сложно, долго, дорого. Но это более понятно человеку. Ему важнее отодвинуть смерть сегодня, чем обеспечить своему правнуку легкую прогулку по Луне.

Впрочем, я догадываюсь, что ты, Роман, из того поколения мальчишек, которые бредили хвостами комет и знали имена всех космонавтов наизусть. И сейчас ты, уже ярый ценитель гаджетов, засыплешь меня аргументами, к примеру, про спутниковую связь, которая так облегчает нашу жизнь. Но, думаю, это лишь приятное к ней дополнение для «золотого миллиарда». Большинству землян, взгляни на новостную ленту, не до щелканья по кнопкам — выжить бы, свести концы с концами, а то и просто бросить где–то узелок с пожитками...

Я намеренно рассуждаю, как занудная классная дама, еще и потому, что считаю, что современных мужчин порой надо как–то приземлять. И жестко. А то глянешь на иных знакомых — тоска берет. Все в высоких мечтах. В малопонятных прожектах. В вечных поисках себя и смысла жизни после 40. Все у них в бесконечном процессе, никакого результата. Ведь одного уже лет 15 кормит мама, другого — жена, третий — вообще перекати–поле, 6 лет скрывается от алиментов. Но даже страшно представить, какую отповедь про необходимость космических исследований они дали бы мне дружно, кабы только заикнулась!

Недавно узнала: космонавт Павел Беляев, летавший к звездам в качестве командира корабля «Восход–2» в марте 1965 года, умер в 45 лет из–за того, что всеми силами скрывал от медиков свою запущенную язву. Так отчаянно хотелось еще раз в космос... Я уже не говорю про тех его товарищей, которые отправлялись в полет, зная, что техника «сырая». Ребята, стоит ли внеземное пространство таких жертв? «Конечно!» — думаю, ответит мужчина, по природе своей завоеватель, но вряд ли найду женщину, которая кивнет, не задумываясь. Мы все же больше хранительницы. А потому я беспрекословно выдраила плиту, которая с трудом пережила восторг моего мужа по поводу возвращения первой ступени ракеты Falcon 9 на плавучую платформу.

Не стой на пути прогресса!


Роман РУДЬ

Ох, как давно я этого ждал: того момента, когда женщина сама признается, что является противником и, больше скажу, тормозом прогресса. Дождался, Люда, хоть и не ожидал увидеть таковую в твоем лице. Как по мне, ты должна была бросить все домашние дела и поклониться в ноги своему супругу, которого отвлекла от банальной готовки трансляция успешной посадки возвращаемой первой ступени ракеты Falcon 9 компании Space X на плавучую платформу. Да пропади весь суп пропадом! Он созерцал успех человечества, а ты заботилась, как бы котлетки не подгорели. Неужели не чувствуешь разницы? В этом все вы, дамы. Иногда бывает, что цивилизация рушится или, наоборот, делает огромный шаг вперед, а вас заботит лишь то, что ноготь поломался или там тушь с ресницы отвалилась. Мелкотравчатые микротравмы!

Дорогая моя, если слушаться вас, то мы бы все продолжали жить в пещерах, где вы по–прежнему гордились своей ролью хранительниц очагов. Примитивных нагромождений камней. Великое достояние человечества, да? Да Юрий Гагарин бы не взлетел, оставшись под юбкой своей супруги. А я сейчас тебе расскажу, как бы складывалась твоя незавидная жизнь, не будь развития космических технологий.

У нас бы не было космической связи и навигации. Не ты ли мне рассказывала, как удобно было передвигаться по России, когда навигатор вашей машины связывался со спутниками и подсказывал вам дорогу? А спутниковые карты? Не ты ли, Люда, хвасталась мне, как во всех подробностях изучила будущее место отдыха в Турции благодаря именно им? Ну и теперь добью твой домохозяйственный эгоизм: даже тефлон, которым покрыта твоя сковородка, был изобретен благодаря изучению космоса. Сначала его использовали как теплоизоляцию космических кораблей, прорывающихся сквозь плотные слои атмосферы. А потом уже для посуды. Как, не знала? И про «молнии» с «липучками» тоже? Оба этих одежных изобретения так бы и пылились на складах патентных бюро, если бы в 60–х годах не стали применяться в костюмах космонавтов, откуда стремительно распространились и в обычную моду. Лампы городского освещения, термобелье, фильтры для воды... В общем, множество теперь привычных, бытовых вещей были придуманы благодаря тому, что твой муж — и множество других мужчин — однажды прикипели к космосу. Кстати, я видел, что ты топаешь на свои спортивные занятия в кроссовках. Думала ли, знала ли ты, что они тоже появились благодаря космическим программам? Не сама спортивная обувь, но специальная полиуретановая пена их подошв: она впервые была использована в ботинках американских астронавтов, высадившихся на Луну.

Я могу еще рассказать о рожденных изучением космоса солнечных батареях и цифровых фотоаппаратах, но тебя же это вряд ли впечатлит. Вас, девочек, печалит нехватка подгузников для младенцев. А нас, мужиков, заботит престиж страны. Его апофеоз случился 12 апреля 1961 года, когда ТАСС сообщил: «В Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль–спутник «Восток» с человеком на борту». Имя Юрия Гагарина тогда прогремело по всему миру. Из его заявления перед стартом: «Все, что прожито, что сделано прежде, было прожито и сделано ради этой минуты... Быть первым в космосе, вступить один на один в небывалый поединок с природой — можно ли мечтать о большем?» Разве сравнится с этим какой–то сгоревший ужин? Тот полет длился 108 минут и проходил в автоматическом режиме — никто не знал, сохранит ли космонавт работоспособность. При спуске, увидев в иллюминаторе беснующееся пламя и решив, что сейчас погибнет, Юрий Гагарин передал: «Я горю, прощайте, товарищи!» Понимаешь, Люда? Не ты в переднике в кухне, а он — горит и сообщает об этом. Гагарин был первым, увидевшим трение жаропрочной обшивки корабля об атмосферу — рабочий момент при каждом спуске. Финал прошел по плану — космонавт катапультировался и удачно приземлился недалеко от корабля. Поисковые службы обнаружили его всего спустя час.

Мы тоже не являемся отсталой аграрной страной. Беларусь оставила свой след на орбите. Первый белорусский спутник дистанционного зондирования Земли был запущен с космодрома «Байконур» 22 июля 2012 года. Информация, получаемая с него, используется не только в МЧС и Минприроды, в сельском и лесном хозяйствах, для картографии и геодезии, но и идет за рубеж. Подсчитано, что за 3 года работы наш космический аппарат заработал 47 млн долларов. Сейчас идет речь о создании второго спутника, с более высоким разрешением.

И, конечно, нельзя не вспомнить о трех космонавтах родом из Беларуси: Петре Климуке, Владимире Коваленке и Олеге Новицком, который скоро снова полетит в космос. Я думаю, это как раз те мужчины, которые замирали от восторга при сообщениях о завоеваниях человеческой цивилизации, и подгоревшая картошка их мало волновала.

Советская Белоруссия № 71 (24953). Суббота, 16 апреля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter