Есть, да не все

В Греции все есть, кроме экономической стабильности

Вот говорили: «В Греции все есть…» — как сглазили. К сожалению, нет в этой стране самого главного — стабильности.

А вскоре, может статься, не будет и евро...

И хотя греков лихорадит уже не первый год, только сейчас так отчетливо зазвучали голоса в пользу отказа этого государства от единой европейской валюты и возрождения старой доброй драхмы.

Все мы свидетели: два года назад эта небольшая страна с населением 12 миллионов в одночасье погрязла в каких-то несусветных долгах.

А представители МВФ и руководство ЕС, говоря о спасении Греции от дефолта, начали жонглировать астрономическими суммами. Кредиторы якобы списывают долги, равные десяткам миллиардов евро, а Евросоюз и международные финансовые институты вливают сюда такие суммы, что впору ахнуть: куда и на что можно потратить такие денжищи?

Да и как их освоить стране, не обремененной производственным сектором и специализирующейся исключительно на туризме, оливках и продаже шуб?

Последняя информация из Брюсселя гласит: министры финансов стран еврозоны одобрили предоставление Греции нового пакета финансовой помощи объемом 130 миллиардов! Казалось бы, за такие евро можно спасти десятки подобных Греций. Отчего же все это время не получается «вытянуть из болота» даже одну?

Злые аналитики утверждают: греки всей этой провозглашенной помощи в глаза не видят, так как огромные финансовые потоки прямиком идут не им, а посредникам — немецким и французским банкам. Как там дальше идет распределение, никто по понятным причинам открыто не рассказывает. А обиженным потомкам Зевса и Геры остается только бастовать, метая, конечно, не громы и молнии, а булыжники и другие подручные средства в своих же соотечественников, защищающих общественный правопорядок. Столь агрессивная реакция греков вполне объяснима. Затянувшийся «режим экономии», сокращение социальных расходов и катастрофический рост безработицы, несмотря на помощь из-за границы, в очередной раз могут больно ударить по экономике этой страны, а соотношение долг — ВВП вырастет к 2020 году до 160 процентов.

В последнее время и руководство Греции, регулярно летавшее на поклон в Брюссель, начало понимать: спасение утопающих — дело рук самих утопающих. И только введение родной драхмы в последующем может дать благотворный эффект. Ведь, находясь в еврозоне, Греция не может девальвировать валюту и, как следствие, сделать свою экономику более конкурентоспособной.

Отсюда столь логичный вывод: рано или поздно Греции придется отказаться от евро и вернуться к национальной валюте. При этом, как и многие другие члены Евросоюза, имеющие свои деньги, она сможет оставаться в объединении.

Международные эксперты отмечают: при таком развитии событий курс драхмы придется пересчитать при помощи виртуальной математической модели, учитывающей его значение на момент вхождения Греции в зону евро в 2002 году. Также придется учесть ВВП на душу населения этой страны на протяжении минувшего десятилетия.

Очевидно, что драхма ни на первых порах, ни спустя даже годы не сможет сравниться по силе не только с евро, но и с другими европейским валютами, как, например, со скандинавской кроной или польским злотым. Но собственные деньги в определенном смысле смогли бы развязать грекам руки и позволили бы им отчасти жить своим умом.

Теоретически возвращение драхмы выглядит вполне осуществимо и разумно. Но на практике, как это обычно бывает, появляются многочисленные вопросы, ответы на которые Европейский центральный банк боится даже озвучивать.

В частности, отказ Греции от евро чреват катастрофическими последствиями для единой валюты и финансовых рынков в целом. Греческий пример может породить цепную реакцию. Вполне возможно, что вслед за ней повернуть в сторону национальной денежной единицы захочет и четвертая по величине экономика еврозоны — Испания.

А тогда уже распад Евросоюза неминуем…

Сегодня, спустя многие годы после образования ЕС, даже трудно представить, что будет, если европейцы из большого общего дома разойдутся по собственным квартирам.

Хотя есть политики, которые видят в этом закономерный финал.

Мол, не могут народы со столь яркими индивидуальными особенностями и национальными интересами благополучно на альтруистских началах уживаться в одном союзе. Обязательно кто-нибудь да и начнет перетягивать одеяло на себя. А там и до развода рукой подать…

Тем не менее нынешние времена, когда Европа переживает тяжелейшие последствия мирового финансового и экономического кризиса, не лучший период для столь радикального выяснения отношений. А потому, несмотря на созревшую решимость многих греков жить «на свои», Брюссель вряд ли пойдет на уступки.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter