Володя Андропов был красив, как Омар Шариф, строен, как чемпион Советского Союза, каковым являлся на самом деле, и талантлив, как племянник Аполлона.
Когда, закончив аспирантуру в Белорусской государственной консерватории, он дирижировал "Иолантой" - в черном фраке, с тонкой белой палочкой в правой руке, - женская половина зала немела от восторга. Сам я этого не видал. С женой договорились: она идет на спектакль, я сижу с маленькой дочкой; приходит она - я отправляюсь на банкет. Но про умиление и восторг женской половины зала, про черный фрак и дирижерскую палочку при наличии фантазии и, судя по рассеянным глазам вернувшейся со спектакля жены, догадаться было несложно.
С Володей мы дружили давно и крепко. Он жил в крохотной однокомнатной квартирке вовсе не престижного дома в самом начале улицы Пулихова. Когда счастливый, что получил жилье и больше не придется с семьей, в которой уже было две дочки, ютиться по углам, он пригласил меня помочь поклеить обои и вообще навести порядок в доме, мы веселились с ним, как котята. Но Володя не был бы Володей, если бы даже в этот день - обретения собственного первого жилья - не раздумывал о жизни серьезно и основательно...
- Олег, что делать, предлагают идти сменным дирижером в Театр музыкальной комедии. Очень не хочется...
Я тогда работал на киностудии, в которой только что организовалась музыкальная редакция. В редакции были пианино и заведующий - большая умница и свой парень Сергей Кортес. Я и предложил Володе
: - Приходи на студию... С Сережей ты знаком, сработаетесь, а запись в трудовой книжке будет нормальная и вполне невразумительная: музыкальный редактор "Беларусьфильма".
Володя согласился, и три года мы работали рядом, только на разных этажах. Нужно сказать, что музыкальная редакция в те времена на студии была замечательная - Кортес и Андропов устроили так, что все или почти все молодые композиторы Беларуси попробовали свои силы в кинематографе. Но все равно некий червь творческой неудовлетворенности Володю точил, жила в его глазах тоска по черному фраку и дирижерской палочке.
Часто беседовали о будущем...
- Володя, сходи в ЦК, должны же они понять...
- Олег, год добиваюсь приема у Марцелева (тогдашний ответственный чиновник ЦК партии), у него нет для меня времени...
Увы! К таланту на нашей земле всегда относились странно. "Свой!" - никуда не денется, можно подержать в черном теле, заставить поунижаться, поклянчить... Менялись министры культуры - были выходцы из комсомола, из милиции, потом пришли крепкие хозяйственники, потом - вообще неизвестно кто... Остаточный принцип отношения к культуре сохранялся всегда даже в области распределения кадров.
Но у истории Володи Андропова было замечательное продолжение.
Однажды ранним утром, когда директора киностудии Евгения Константиновича Войтовича еще можно было застать незамотанным, я пришел к нему по каким-то своим делам. В приемной "манежился" Володя...
- Олег, зайдем вместе, у меня вопрос на 30 секунд...
- Пошли!..
Спектакль, который разыгрался в приемной директора, я запомнил почти дословно
: Володя: Евгений Константинович, я прошу уволить меня с киностудии "Беларусьфильм" по собственному желанию в связи с тем, что я прошел по конкурсу дирижером Большого театра...
Войтович (растерянно): А где это?..
Володя: Большой театр у нас один - он находится в столице нашей родины, в Москве.
Войтович (еще не понимая, что произошло): Да?.. А мы вас в очередь на квартиру поставили...
Володя: Вычеркните!
Это было столь феерически великолепно исполнено, что внутренним зрением я увидал Володю словно влитым в черный фрак и взмахнувшим палочкой, призывающей к абсолютному вниманию перед началом сложнейшей увертюры.
Когда мы выкатились из кабинета ошалевшего от неожиданности директора студии, я мог произнести только какие-то нечленораздельные междометия
: - Володя!.. Когда?.. Чего молчал?..
- Старик! Сглазить боялся... И знаешь, кто позвонил сегодня утром?
- Кто?
- Помощник Марцелева: "Станислав Викторович очень хочет с вами встретиться и ждет вас через час..."
- Ну и?
- Я ответил: "Год у Станислава Викторовича не было для меня времени. Сейчас, извините, времени нет у меня..."
Это было похоже на сказку про Золушку. Так же фантастично, так же волшебно. Я был горд за Володю, за то, что он смог, за то, что пробился, за то, что доказал чванливым чинушам - он стоит многого, за то, что оставил их с носом.
Володя уехал в Москву. Через месяц я навестил его, позвонил из 14-го (служебного) подъезда наверх, и юный небожительный голос мне ответил
: - Владимир Павлович очень просит вас никуда не уходить, он спустится через 20 минут...
Володя спустился. Он был медлителен, спокоен, полон достоинства. И только когда мы вышли на площадь трех театров, стал прежним, минским, таким знакомым Володей Андроповым.
- Коньяк с тобой?
- А то!
- Представляешь, здесь никто не подозревает, что я знаю вкус алкоголя. Та-а-а-кой гадюшник!
Мы разговаривали всю ночь, Володя рассказывал про знаменитый конкурс, в котором победил, про конкурентов, про четыре тура, в которых он бился как лев с последним претендентом, сыном какого-то очень важного в Москве человека. Про то, как почти падал за пультом, когда с листа дирижировал сложнейшей "Анной Карениной", про то, как приходилось преодолевать сопротивление оркестра, не принимавшего его, минчанина, про то, как ставили микрофоны в "яме", чтобы "облажать" его перед высоким московским начальством, про то, как, плюнув на все, заявил интриганам, требовавшим проведения еще одного тура
: - Вы что, будете проводить туры, пока я не умру за пультом?! - и уехал в Минск, втайне надеясь и каждый день теряя надежду, пока не раздался тот самый утренний звонок, поставивший все на свои места.
Володя очень быстро выдвинулся в Большом театре, стал художественным руководителем духового оркестра, которым руководит и по сей день. Много гастролировал, выступал с концертами. Когда в программе центрального ТВ читал: "... в исполнении духового оркестра Большого театра под управлением В.Андропова", прилипал к телевизору, наслаждаясь артистизмом и мастерством дирижера. Радовался: "А все-таки одному нашему удалось!"
Для чего я рассказываю эту давнюю историю?
Только лишь для того, чтобы те, кто "управляет" искусством, не преувеличивали своей роли в этом "управлении", чтобы не пришлось им, как далеко не худшему из тех, кто когда-то стоял у "руля", Евгению Константиновичу Войтовичу, замирать с открытым ртом и говорить что-то про очередь на квартиру.
Мы безумно богаты на талантливых людей, настолько богаты, что никак не можем разучиться относиться к ним пренебрежительно и спохватываемся только тогда, когда раздается звонок из какого-либо очередного "четырнадцатого" подъезда, "проглатывающего" наших замечательных, наших талантливых, наших неповторимых земляков...
Рассказываю оттого, что утечка умов и талантов из Беларуси началась не сегодня и продолжается только из-за того, что мы не умеем или не хотим "зажигать звезды", не умеем или не хотим думать о том, как много могут сделать для страны такие люди, как Володя Андропов или совсем юный еще Андрюша Поночевный...
Если звезды зажигают, значит...
Володя Андропов был красив, как Омар Шариф, строен, как чемпион Советского Союза, каковым являлся на самом деле, и талантлив, как племянник Аполлона.