Если «спит» инициатива

Только в Сенненском районе на селе сейчас пустует 135 квартир

О том, как современной деревне избавиться от «памятников» — давних предшественников жилищного бума, уравновесить интересы людей, спрос и предложения

…Марина и Павел несколько лет назад окончили Горецкую сельхозакадемию. Она экономист, он инженер. Отработав положенное время в Могилевской области, вернулись на Витебщину. Устроились в райцентре, сняли квартиру, родили двоих детишек. Вроде бы все складывается неплохо, но… зарплата у Паши, который трудится в агросервисе, небольшая. Марина по специальности устроиться не смогла, работает воспитателем в детском саду. За квартиру ежемесячно приходится выкладывать солидную сумму, а вовремя построить собственное жилье не успели. Одним словом, перспективы нет. Как быть?

— Мы уже не единожды на семейном совете обсуждали возможный переезд в какой-нибудь агрогородок, — делится молодая мама. — Но, честно говоря, перебираться в усадебный домик, который нам предлагают, совсем не хочется. Почему? Да потому, что сегодня купить в магазине литр молока или килограмм мяса намного проще, чем обзаводиться хозяйством. Я не любительница садово-огородных дел да разведения живности. Хочется пожить максимально приближенно к городским условиям — свозить детишек после работы в райцентр в бассейн, посидеть в кафе, сходить на аттракционы и не думать о том, как вовремя подоить корову или полить грядки. Муж — отличный механизатор, пару сезонов работал в качестве шефа на комбайне. Он готов трудиться с полной отдачей в сельской местности, где сейчас и зарплаты неплохие, но я совсем не хочу, чтобы свое свободное время мы проводили с тяпкой, косой или лопатой в руках. А жить в коттедже и не заниматься хозяйством, согласитесь, настоящий вызов сельскому населению и повод для всевозможных пересудов…

Я вспомнила этот разговор во время поездки в Оршанский район, где, как оказалось, ушлые хозяйственники нашли-таки альтернативу для современной молодежи, приходящей на работу в аграрный сектор. Четыре близлежащих сельхозпредприятия полным ходом строят в поселке Бабиничи многоквартирные дома для своих работников. Квартиры со всеми удобствами и даже с автономным отоплением и водоснабжением более чем востребованы молодым поколением, с готовностью меняющим съемное жилье в той же Орше на собственные хоромы в агрогородке.

Да, конечно, среди нынешних деревенских новоселов есть и такие, кто жизни своей не представляет без соток и хрюкающе-мычащей живности. Это похвально. Безусловно, альтернатива должна быть и здесь. Хотя, как свидетельствует статистика, нередки случаи заселения в коттеджи так называемых летунов. Сегодня эта семья «погостила» в одном районе, завтра — в другом. И везде после себя в еще недавно уютных новостройках оставила следы, для ликвидации которых одним косметическим ремонтом не обойдешься. По информации, полученной в комитете по архитектуре и строительству Витебского облисполкома, на 1 июля в области пустовали 48 домиков, построенных в соответствии с республиканскими программами возрождения и устойчивого развития села. Все они подлежат повторному заселению…

Да, в последние годы строительству жилья на селе уделяется огромное внимание. Много лет подряд строго контролировалось выполнение обязательных для всех заданий по возведению так называемых президентских домиков. Но можно ли считать стопроцентной полученную отдачу?

Сегодня явно пострадавшие от недобросовестных съемщиков дома вам могут показать почти в каждом районе. А вот не заметить полуразрушенных двухэтажных «памятников» — давних предшественников последнего жилищного бума, рассыпанных по бывшим колхозам и совхозам, вы и сами не сможете. 

Специалисты утверждают: тогда, в 70—80-х, эти дома строились повсеместно и были очень востребованы. Под них возводились котельные, функционирование которых в силу всем нам известных причин со временем стало непосильной ношей для сельхозпредприятий, еле сводящих концы с концами. Кто-то мудрил с кирпичными печами на втором этаже, кто-то устанавливал «буржуйки», но постепенно эти, а кое-где и отдельно стоящие одноквартирные дома опустели. Несмотря на надежные фундаменты, стены, а в ряде случаев и в целом вполне сохранившиеся строения, на них в большинстве своем был поставлен крест. Главный аргумент держался десятилетиями — сельчанам нужны не «скворечники», а коттеджи, сараи, земля. Насколько актуален этот довод сейчас? Сегодня на Витебщине брошенных построек — многие десятки. К сожалению, ни в комитете по сельскому хозяйству и продовольствию, ни в областном управлении жилищно-коммунального хозяйства, ни в комитете по архитектуре и строительству мне так и не смогли назвать точную цифру — что-то находится на балансе хозяйств, что-то — у ЖКХ. Но, часто бывая в командировках, я сама вижу огромное количество этих «памятников». Долгими годами они печально взирают на улицы пустыми глазницами, постепенно разрушаются и портят пейзаж сельских улиц.

Думается, что реконструкция этих домов, особенно там, где они хорошо сохранились, с обеспечением их автономным отоплением, обошлась бы намного дешевле нового строительства. На нынешнем этапе, когда молодежь и на селе стала придерживаться «городских» взглядов, такое решение окажет значимое влияние на приток кадров. Даже без учета переселенцев, местные власти могли бы использовать это жилье для расселения сирот, вернувшихся из интернатов, бывших осужденных, обязанных лиц, представителей других «критических» категорий населения. Дополнительные метры — хорошее подспорье для хозяйственников. Да и для социальных служб тоже — ведь можно просто собрать из отдаленных деревень одиноких бабушек, выделить им по квартире и закрепить за домом социального работника, фельдшера. Всем удобно, для государства экономично, а пенсионеры пойдут сюда намного охотнее, чем в дома-интернаты.

Вполне согласен с этой точкой зрения и председатель Сенненского райисполкома Виктор Цапота.

— Данная проблема весьма болезненна для нашего района, — двухэтажки годами, а где-то уже десятилетиями пустуют в Белой Липе, Синегорском, Ульяновичах, Константово, Коковчино, — отмечает Виктор Владимирович. — Сделать что-то с ними собственными силами мы не в состоянии, в то же время район хоть сейчас готов принять на работу в сельское хозяйство 100—150 человек. Кроме всего прочего, мы ежедневно сталкиваемся с вопросами обеспечения социальным жильем тех, кто в этом нуждается. Согласен, с помощью такого варианта можно и порядок в деревнях навести, и жилищный фонд расширить, и деньги сэкономить, и количество очередников уменьшить.

Итак, в Сенненском районе, по информации управления сельского хозяйства и продовольствия райисполкома, на сегодняшний день пустует 135 квартир (!). Большинство из них — в двухэтажках, но есть и отдельные усадьбы. В то же время начиная с 2005 года на селе возведено 384 отдельных дома с необходимыми надворными постройками и «сотками». Что ж, попробуем проанализировать: насколько сейчас для сенненской деревни актуальны «городские принципы жизни»? По сведениям райпо, население района за шесть лет сократилось примерно на 5 тысяч человек, а вот потребление молока с 727 тонн в год возросло до 1320 тонн. Может быть, сельчане просто перестали есть мясо, перейдя на молочную продукцию? А вот и нет. Потребление мяса и птицы за этот же период увеличилось в три (!) раза. Шесть лет назад продавали 255 тонн, в прошлом году «ушло» 775! Сохраняется такая тенденция и в целом по области. В 2000 году на Придвинье облпотребсоюзом реализовывалось 14,4 тысячи тонн цельномолочной продукции, а в 2011-м — уже 33,1 тысячи тонн. Продажа мяса и птицы соответственно возросла с 2,5 тысячи тонн до 6,9 тысячи, яйца — с 15,9 миллиона штук до 30,8 миллиона. Все это свидетельствует о том, что сельские жители, как это ни прискорбно, предпочитают все продукты покупать в магазине, отказываясь от ведения подсобных хозяйств. И если раньше торговля даже не думала завозить в деревню пакеты с молоком, кефиром или сметаной, сегодня и курсирующие по отдаленным селам автолавки торгуют ряженкой, курами, свиными вырезками. На торговых прилавках в деревнях можно увидеть и капусту, и картофель, и морковку. Чем не доказательство того, что при строительстве и решении вопросов возможной реконструкции жилья нужно учитывать изменившуюся психологию людей, предоставить им право выбора: жить на селе по-деревенски или по-городскому? Нет сомнений, что от появления в агрогородках комфортного многоэтажного жилья наш аграрный сектор только выиграет…

Кстати, обсудив данную проблему со специалистами различных уровней, я поняла главное: все дело стопорится из-за дефицита инициативы самих хозяйственников, которым зачастую проще построить новое, чем отремонтировать старое. По мнению председателя комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Витебского облисполкома Сергея Догеля, за восстановление пустующих зданий вполне могли бы взяться и частники с последующей продажей квартир по доступным ценам всем желающим или же обустройством каких-либо туристических объектов. Но, как оказалось, нынешним хозяевам разрушающихся домов для проявления инициативы нужен «толчок сверху». Многие ссылаются на нецелесообразность реконструкций, но никто, как оказалось, не просчитывал реальные затраты и выгоду. В то же время законодательством параллельно с льготным кредитованием строительства жилья на селе предусмотрены преференции и для тех, кто будет восстанавливать старое. Для этих целей выделяются такие же льготные кредиты. А вот сносить постройки, явно портящие вид населенных пунктов, нужно за собственный счет. Хотя и в этом случае можно извлечь выгоду путем продажи стройматериалов.

Что ж, если хозяева вместе со своей инициативой «спят», их нужно разбудить. Что и делается на Витебщине. В настоящее время здесь, как отметил заместитель председателя Витебского облисполкома Анатолий Диулин, проблема пустующего жилья уже взята на особый контроль председателем облисполкома Александром Косинцем. В соответствии с протоколом его поручений буквально три недели назад была разработана специальная программа мероприятий. Все райисполкомы обязаны к концу текущего месяца провести инвентаризацию и определиться с судьбой имеющихся в наличии «памятников» (сносить или реконструировать), а в августе—сентябре провести их обследование, определиться с объемами работ и источниками финансирования. Правда, некоторые районы уже поспешили отрапортовать о «нецелесообразности», по их мнению, восстановления пустующего жилья. Объективность таких решений в каждом конкретном случае будут оценивать областные специалисты…

На снимках: такие «памятники» на деревенской улице смотрятся печально; по-настоящему городские хоромы строит в агрогородке Бабиничи Оршанского района ОАО «Агрокомбинат «Юбилейный».

Фото: Елена БЕГУНОВА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter