Если сказал А, не будь Б

Есть такая примета.
Есть такая примета. Если политически озабоченные граждане (политологи, публицисты, профессиональные партработники) заполошно кричат: "Что делать?" - значит, ничего важного не происходит. Такова уж общественно-философская традиция. Потому что, когда происходит действительно что-то важное, серьезные люди не задают бессмысленных вопросов, а действуют.

- Что делать? - по поводу и без возвышал до крещендо голос пытливый юноша (А.Герцен).

- Если летом - то собирать ягоды и варить варенье. А зимой пить с вареньем чай, - раздумчиво отвечал ему почтенный и хладнокровный человек (В.Розанов).

Такова классика, которую у нас почитают, но не почитывают... Обо всем этом думается, когда читаешь комментарии к закончившейся позавчера сочинской встрече А.Лукашенко и В.Путина. Сколько накрутили вокруг нее драматургических фантазий, сколько сюжетов и изумительных ожиданий! Читая некоторые аналитические "опусы", хочется ущипнуть себя: да не сон ли это? Современные вроде бы молодые юноши и девушки с дипломами МГУ, Сорбонны и Гарварда. Все - либералы, рыночники и европейцы. А пишут и вещают, будто проходили службу адъютантами Его Превосходительства у генерала Деникина Антона Ивановича либо адмирала Колчака. Для которых, кроме "единой и неделимой России" в границах 1914 года, все остальное мнилось географическим недоразумением. Беларусь, например, мыслилась исключительно в плоскости Северо-Западного края империи. Но и в просвещенном XXI веке от Р.Х. так прямо и пишут: если, мол, Лукашенко не хочет играть по нашим правилам, то вы, Владимир Владимирович, примите исчерпывающие меры. Вроде как сюзерен к вассалу. Принадлежащая нефтяным баронам передовая газета "Время новостей" претендует, кажется, на лавры великодержавного "Знамени" под редакторством знатного мракобеса Павла Крушевана. Уникальная цитата, наглядное пособие, как нельзя писать: "Впрочем, в ситуации российско-белорусского объединения фигура г-на Лукашенко вызывает ассоциации с Ясиром Арафатом в процессе ближневосточного урегулирования: для достижения успеха было бы более полезно, чтобы его фигура исчезла с белорусского политического небосклона". Ключевыми словами в этом совершенно безумном пассаже следует считать "объединение" и "успех". Я не буду называть авторов г.г. Игоря Гланина и Андрея Денисова "шовинистами" или еще как-то так... По-моему, эти молодые люди - продукт "Фабрики звезд", полагающие, что главное попасть в "форматную струю", а "размещалово" их не касается. Жаль, что на уровень такого же примитива скатились и редакторы "Времени новостей". А для них и других московских снобов было бы полезно уяснить, что "российско-белорусское объединение" отнюдь не означает инкорпорации небольшой Беларуси в великую Россию. Ведь не о "едином" государстве забота, а о союзе двух суверенных государств. Которые, да, имели бы общие границы, общее экономическое пространство, унифицированное законодательство, а если совсем коротко - то, чтобы белорус чувствовал себя своим в Тамбове, а хабаровчанин - в Слониме. Оставаясь при этом гражданами России и Беларуси. Полагаю, что такую точку зрения разделяет и Владимир Владимирович Путин, довольно подробно остановившийся на быте герцогства Люксембург, отлично живущего в союзе с соседями, но при этом не превратившегося в княжество Монако. Что же касается не к месту упомянутого "успеха", то воинственность редакции "Времени новостей" просто нелепа. Разобрались бы, ребята (на своих страницах!), хотя бы с чеченскими проблемами, потому что отважные советы "палестинизировать" обстановку западнее Смоленска, извините, не лезут ни в какие ворота...

Вот такие умонастроения и имел в виду Александр Григорьевич, говоря коллеге, что "за нашей спиной разворачивались очень нехорошие события". Некоторые важные господа на это, увы, абсолютно справедливое замечание обиделись. Но когда одна из самых влиятельных московских газет городу и миру публично рекомендует "убрать Лукашенко с белорусского политического небосклона", то кто и на кого должен обижаться? Впрочем, политика - занятие не для слабонервных, и те, кто втайне надеялся, что Лукашенко не выдержит воскресного телепресса и, как когда-то Примаков, развернет самолет, были разочарованы. Мне представляется конструктивным также поведение Путина, который достаточно дипломатично сообщил, что он "не в курсе", но тем не менее сделал все от него зависящее, чтобы переговоры прошли по серьезному, а не придуманному газовыми лоббистами, сценарию.

Это вселяет надежды, что и дальнейшие встречи президентов будут в своей основе иметь не конъюнктурную, а прагматичную основу.

Основные московские телеканалы смонтировали свои сочинские репортажи так, что А.Лукашенко выглядел в роли внимательного слушателя. Из материалов, показанных на БТ, мы увидели иную картину. Состоялся взаимоуважительный и принципиальный диалог. Важно, что оба руководителя пришли к консолидированной договоренности: в сфере экономики настало время перейти к прозрачным, взаимовыгодным соглашениям. Это касается прежде всего поставок газа. В процессе будущих переговоров будет совершенствоваться простая схема: "Газпром" поставляет нам газ по той же цене, как Украине, но будет платить Беларуси за транзит. Очевидно, так же будут решаться финансовые вопросы, связанные с деятельностью российских военных объектов на нашей территории, пользованием железнодорожными и шоссейными коммуникациями и так далее. Говоря о валютном соглашении, Президент отметил, что "в Ялте мы еще раз вернемся к этому вопросу". Там же, кстати, определится время проведения Высшего Госсовета, на котором, надо полагать, будут расставлены многочисленные политические и экономические акценты.

На пресс-конференции примечательным было замечание А.Лукашенко касательно "дальних последствий" перехода на российский рубль. Президент охарактеризовал их как необходимость получения от России, настаивающей на валютном соглашении, гарантий. В том смысле, чтобы соглашение не осложнило жизнь белорусам, не сделало ее хуже. Чтобы потом никто не мог сказать, что нынешние президенты, дескать, создали союз, а жизнь после этого ухудшилась. Кому нужно такое "строительство"?.. Что ж, подобную постановку вопроса следует признать и ответственной, и здравой... Еще раз вернемся к ставшей вдруг столь популярной в прессе проблеме газа. Приведу фрагмент ответа А.Лукашенко журналистам: "...Запомните одну цифру. За то, что "Газпром" продает нам по внутрироссийским ценам 10 миллиардов кубометров, мы выигрываем 100 - 110 миллионов долларов... То, что 35 миллиардов "кубов" в этом году продаст "Газпром" "через нас" на Запад, они выиграют 360 миллионов долларов. Это легко считается. 360 - "Газпром" получает, 120 - мы выигрываем". При этом, как согласились оба президента, к их общему удовлетворению, заканчивается эра взаимных упреков "хозяйствующих субъектов" и экономика становится "прозрачной".

Вот это, наверное, можно считать пока главным итогом сочинской встречи. Все остальное - искусственный фон, состоящий из достаточно забавных фрагментов. Таких, например, как глубокомысленный вывод московского политолога Никонова: "Разругались серьезно и надолго, может быть, до конца президентского срока Лукашенко". Заметим, что сделанное за пару часов до начала переговоров предсказание называется у социологов - попал! Пальцем в небо... Но хватит о москвичах. Наши тоже хороши. Бессчетный раз испытываю изумление, когда читаю очередной пассаж минских мыслителей, рассуждающих о Лукашенко, Беларуси, наших реалиях так, будто они - мыслители - проживают на Марсе. Ну неужели непонятно, что если экономическое положение страны ухудшится, то это скажется на кошельках не абстрактных европейско-австралийских обывателей, а тех самых белорусов, о которых вроде бы денно и нощно пекутся авторы пламенных строк? Вот совсем свежий перл, "комментарий" минской журналистки, звучащий коротко и ясно: "Что теперь скажет Лукашенко своему народу?"

Интересно вот, к какому "народу" причисляет себя эта минская журналистка?

И как все это называется?

Снобизм, верхоглядство, самомнение?

Классик говорил конкретно

: - Неуважай-Корыто!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter