Если рюмка «пляшет» в голове…

За сутки ГАИ задерживает около 100 выпивших водителей

Высказывание Джека Лондона о том, что пьяный способен на такие дела, какие трезвый человек никогда бы и не замыслил, по-прежнему актуально

Одно из таких недопустимых дел — в подпитии сесть за руль автомобиля. Управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения — наиболее серьезное нарушение Правил дорожного движения. Печальная статистика свидетельствует, что около 20 % ДТП, совершаемых по вине водителей, связано с употреблением алкоголя перед поездкой. С начала текущего года по вине нетрезвых водителей произошло 78 ДТП, в которых погибли 21 и получили ранения 95 человек.

Потертый сценарий драмы…

В середине марта в Молодечно пьяный водитель сбил пятилетнего мальчика. На мужчину и его сына на улице Заслонова наехал автомобиль «Опель Зафира». При повороте водитель не смог справиться с управлением и сшиб пешеходов, которые шли по правой обочине дороги. Хорошо еще, что 25-летний отец малыша вовремя заметил опасность и сумел уберечь ребенка от более серьезных травм. Но удар зеркалом машины по голове дитя все же получило. Малыш был доставлен в хирургическое отделение больницы, где у него врачи обнаружили закрытую черепно-мозговую травму. У папы также травма головы. А 22-летний водитель иномарки, имеющий двухлетний стаж управления ею, как оказалось на поверку, был нетрезв. Наличие алкоголя в организме превысило допустимую норму в 10 раз, 3 промилле. 

СМИ уже рассказывали о драме в Смолевичском районе, когда пьяный водитель насмерть сбил двух человек и скрылся с места ДТП. Около двух часов ночи вблизи Смолевичей на автодороге Слобода—Новосады «Фиат Пунто» насмерть сбил двух девушек, проживавших в поселке Октябрьский. По предварительным данным, девушки стояли у края дороги и пытались поймать попутку. От полученных травм обе скончались на месте, а водитель поехал дальше. В районе был объявлен план «Перехват», задержать водителя удалось через час под Борисовом. Мужчина был пьян и, несмотря на то, что автомобиль был сильно поврежден, утверждал, что никого не сбивал.

Аналогичный случай потряс и Мядель, где 38-летняя местная жительница, будучи в изрядном подпитии, управляя автомобилем «Опель Зафира», сбила 32-летнюю землячку. Та шла по обочине вместе с мужем и находилась ближе к проезжей части. В момент ДТП мужчина успел отскочить от машины, женщина не успела… В крови виновницы ДТП было 3,47 промилле алкоголя. В одну минуту без мам остались дети как погибшей, так и задержанной…

Каждый день 100 пьяных водителей

Озабоченность и возмущение вызывает сегодня тот факт, что за сутки сотрудниками ГАИ задерживается около 100 водителей подшофе. В пятницу и субботу эта цифра увеличивается почти вдвое. Статистика показывает, что большинство водителей, выезжающих на дорогу в нетрезвом состоянии, не являются алкоголиками, а пьют от случая к случаю. Во многом это объясняется неправильным представлением о влиянии алкоголя на организм человека. Случается, что водитель выпивает под влиянием уговоров или представлений о том, что плотная еда устраняет вредное воздействие алкоголя. Некоторые считают, что алкоголь укрепляет сердце. Среди людей, занятых физическим трудом, существует мнение о том, что алкоголь помогает в течение длительного времени выполнять тяжелую физическую работу.

Алкоголь позволяет на какое-то небольшое время повысить производительность тяжелого и не требующего сложных навыков труда. Это объясняется тем, что 1 грамм алкоголя, сжигаемого в организме, выделяет 7 калорий. Но потом наступает резкий упадок сил.

Многочисленными исследо-ваниями доказано, что вождение транспортного средства несовместимо даже с самой легкой степенью опьянения. У водителя теряется ощущение реального времени, ухудшается зрительно-пространственное восприятие, уменьшается мышечная сила. Появляются пренебрежительное отношение к опасности, чрезмерная самоуверенность. Неадекватная оценка складывающейся дорожной обстановки приводит к тому, что нетрезвые водители зачастую превышают установленную скорость движения, не выдерживают безопасную дистанцию в транспортном потоке, неправильно рассчитывают время, необходимое на выполнение маневра. Их езда сопровождается неоправданно резкими виражами, ускорением или торможением, которые и приводят к дорожным происшествиям.

Многие забывают, что алкоголь отрицательно влияет на безопасность управления не только автомобилем, но и другими транспортными средствами, нередки случаи гибели нетрезвых мотоциклистов и велосипедистов. Но еще ужаснее, когда по вине пьяных водителей погибают ни в чем не повинные люди, случайно оказавшиеся на их пути.

Выхлоп ограничен

Ни для кого не секрет, что в нашей стране допустимый уровень содержания алкоголя в крови у водителя — 0,29 промилле. Однако как перевести эту цифру в количество употребленного алкоголя, да еще учесть время, прошедшее после употребления? Многим не раз приходилось задавать себе вопрос поутру после вечеринки или спустя некоторое время после выпитого пива: «В состоянии ли я сесть за руль или нужно выждать некоторое время?»

За руль можно только тогда, когда алкоголь проходит весь круг окисления, через стадии всасывания и выведения. Вначале идет нарастание концентрации алкоголя в крови (параллельно проявляются признаки опьянения в клинической картине) до максимума — в среднем через час после употребления спиртных напитков, потом — выведение. В крови алкоголя становится меньше, в моче — больше. Опьянение идет на спад. Скорость окисления алкоголя — в среднем 40 граммов, или 0,1—0,16 промилле в час. Зная исходную скорость окисления, характерную для конкретного человека, можно сказать, через какое время он сможет сесть за руль. Если, например, у кого-то в крови 0,5 промилле, за руль он сможет сесть не меньше чем через 5 часов. А если единица? Делите на 0,1. Получается 10 часов.

При этом не стоит забывать, что зависимость содержания алкоголя в крови от количества выпитого очень субъективна. На нее влияют масса тела человека, функции печени, количество ферментов, расщепляющих алкоголь, и др. У разных людей процесс «выветривания» алкоголя происходит с разной скоростью.

Белорусы не самые строгие…

Действующее законодательство за первый случай езды подшофе без последствий либо передачу права управления нетрезвому, а также отказ от прохождения освидетельствования наказывает провинившегося лишением прав управления всеми ТС на 3 года и штрафом от 15 до 35 базовых величин. На сегодняшний день это составляет от 1,5 млн. до 3,5 млн. рублей.

За повторную езду под хмельком в течение года правонарушитель привлекается к ответственности уже судом в соответствии с Уголовным кодексом. В качестве наказания предусмотрено лишение права занимать определенные должности или управлять транспортными средствами на срок до 5 лет со штрафом до 1000 базовых величин, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, а в ряде случаев ограничением или даже лишением свободы до 2 лет.

Но даже это не останавливает иных любителей выпить. Так, почти из 9 тысяч нетрезвых водителей, задержанных в стране с начала 2012 года, около 900 сели за руль ТС под хмельком повторно в течение года после привлечения к административной ответственности за управление в состоянии опьянения. Практически каждый десятый из выпивох был привлечен к уголовной ответственности. Но находятся и те, кто и после приговора суда неоднократно задерживается подшофе за рулем автомобиля. Есть люди, которые за последние несколько лет до 15 раз привлекались к ответственности, и опять же их тянет за руль, будучи «под мухой».

В связи с этим в очередной раз обсуждался вопрос об ужесточении ответственности и введении более строгого наказания для «неисправимых»… По поручению Совета Министров совместно с иными заинтересованными ведомствами МВД выступило с предложением о конфискации транспортного средства у правонарушителей, задерживаемых за вождение в состоянии опьянения повторно в течение года. Также предложено лишать их права управления транспортными средствами сроком на 10 лет.

Анна БАНАДЫК, майор милиции ГАИ МВД Беларуси

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter