Начался очередной всплеск приватизации — стали возникать нештатные ситуации

Еще раз про приватизацию

Начался очередной всплеск приватизации — стали возникать нештатные ситуации...

Весть о том, что после 1 июля 2016 года жилье, не имеющее собственника, станет арендным, подтолкнула многих заняться отложенной было в долгий ящик приватизацией. Тут и выяснилось: в этом процессе, начавшемся еще 20 лет назад, до сих пор немало нюансов. Например, квартиры в типовых домах могут существенно различаться в цене. К тому же и оценивают жилье по–разному. В одном из райцентров Могилевщины жилкомхоз насчитал за двухкомнатную квартиру почти 170 миллионов рублей, а эксперты из агентства по государственной регистрации и земельному кадастру — вдвое меньше... Парадокс не только в этом. К услугам независимых экспертов тем, кто не согласен с оценочной стоимостью жилья, советует прибегать Министерство жилищно–коммунального хозяйства. Но Госкомимущество считает эти рекомендации необоснованными.

Большая разница


Жительница городского поселка Круглое Галина Аврамова в блочном пятиэтажном доме № 92 по улице Советской живет уже 23 года. О приватизации жилья, выделенного ей местным льнозаводом, не думала. Мол, зачем, никто ж из квартиры не гонит. Но — пришлось:


— Не смогу платить еще и за аренду. Несколько лет назад уволилась по состоянию здоровья: аллергия, астма. В месяц получаю 100 — 120 тысяч рублей. Даже «коммуналку» за меня родители платят. А тут за приватизацию трехкомнатной квартиры насчитали более 168 миллионов. В течение года надо внести 10 процентов от суммы, остаток погасить максимум за 40 лет. Но для меня эти почти 17 миллионов — цифра заоблачная. И самое непонятное — откуда она взялась. Моей бывшей коллеге за ее трешку насчитали чуть более 80 миллионов. Хотя их дом года на 3 — 4 моложе нашего, там и крышу шатровую со временем сделали.


В доме № 92 из 72 квартир не приватизировано около 20. Так что в расчетах запуталась не только Галина Алексеевна. Ее сосед Владимир Сазонов тоже в недоумении:


— Мою «двушку» оценили в 137 миллионов рублей. Квартиру моей сестры в Круглом, которая на 6 «квадратов больше», — в 103.


Сазонов не работает, III группа инвалидности, жена — пенсионерка... И в доме они такие не одни.


Людям объясняют: эта сумма основана на начальной балансовой стоимости дома, который возводил льнозавод, а уж после передал коммунхозу. Да, высока, оторвана от реальности. И кто знает, сколько еще всплывет таких спорных цен, ведь собственниками жилья были и другие предприятия, колхозы. Возводили, к примеру, дом в чистом поле. Тянули коммуникации — электричество, газ, водопровод, строили канализационную насосную станцию. Все эти затраты вошли в балансовую стоимость. Однотипные дома, позднее выросшие рядом, подключались к уже действующим коммуникациям, потому и балансовая стоимость их много ниже. Но первым новоселам обидно. Не понимают, почему должны больше других. Трехкомнатная квартира Аврамовой в Круглом с населением около 7 тысяч человек на 70 миллионов дороже, чем аналогичная почти в 370–тысячном Могилеве (могилевчанке, в этом году решившей приватизировать свою трешку в панельной девятиэтажке, насчитали 100 миллионов)...


Есть вопросы. Где ответ?


В Круглянском райисполкоме пытались помочь землякам разобраться в проблеме. Но — запутались сами. Заместитель председателя Александр Дроздов не скрывает:


— За разъяснениями обратились в облисполком и Министерство жилищно–коммунального хозяйства. Пришло два ответа, противоречащих друг другу. В первом порекомендовали обратиться к независимому эксперту — агентству по государственной регистрации и земельному кадастру. Тот уменьшил балансовую стоимость дома вдвое. Но в другом письме сказано: агентство неправомочно заниматься подобными расчетами. Оно может оценивать лишь производственные помещения.


Что делать, в райисполкоме не знают. Переживают: спорные вопросы могут возникать и в дальнейшем. Ведь если на Могилевщине, по данным управления жилищно–коммунального хозяйства облисполкома, не приватизировано еще около 20 процентов жилья, то в Круглянском районе, по статистике райисполкома, — почти половина. А желающих выкупить жилье, уверяет начальник отдела по обращениям граждан Анжела Лукашевич, все больше.


Подобная ситуация не только в Круглом. В прошлом году в облисполком обратились 177 жителей области, не согласных с оценочной стоимостью их жилья. Больше, чем в 2012–м, почти на 140 процентов.


Бег по кругу


Согласно Жилищному кодексу и «Положению об определении стоимости объектов приватизации», утвержденному Совмином, оценивать жилье могут местные исполнительные и распорядительные органы или организации, на балансе которых оно числится. А рассчитывается оценочная стоимость квартир на основании данных о балансовой стоимости дома с учетом его потребительских качеств, за вычетом износа и т.п. Вроде грамотно, но есть упущения. Как, к примеру, рассчитать цену жилья, если его балансовая стоимость (изначальная) утеряна или подобных документов — несколько?


В Глуске две семьи решили приватизировать одинаковые по площади типовые коттеджи, некогда колхозные. Одной насчитали 60 миллионов рублей, другой — 120.


В Костюковичах в запутанную ситуацию попали медики. Когда в городе построили новую больницу, здание старой поликлиники за ненадобностью решили перевести в жилфонд и распределить квартиры между медработниками. Захотели жильцы их приватизировать, выяснилось: один квадратный метр стоит 12 миллионов рублей. Для сравнения: в одной из элитных могилевских высоток — около 10 миллионов. Несогласным с такой заоблачной ценой (в стоимость вошли расходы на капремонт дома и перепланировку) тоже порекомендовали обратиться к независимым экспертам. У агентства по государственной регистрации и земельному кадастру реальная цена «квадрата» — 2 миллиона!


Подобные несуразицы, по мнению заместителя начальника управления экспертно–правовой работы и обращений граждан Комитета госконтроля Могилевской области Олега Коробана, могут возникать и впредь:


— В отдельно взятом документе трудно, порой невозможно предусмотреть все нюансы. Так и с принятым Совмином в мае прошлого года постановлением. Начался очередной всплеск приватизации — стали возникать нештатные ситуации, разрешить которые ни рай–, ни облисполкомы не в состоянии. Могилевский облисполком обращался за разъяснениями в Совмин по поводу оценочной стоимости жилья и правомочности действий независимых экспертов, но ответа пока нет. А внести ясность необходимо. Работая на упреждение, мы сможем в дальнейшем избежать проблем. Почему бы не привести сумму за квадратный метр к общему знаменателю? При оценке жилья учитывать не только балансовую стоимость дома, наличие капремонта, но и его расположенность (село, маленький или большой город), окраина или центр, год постройки, материал, стоимость квадратного метра на рынке вторичного жилья. Но пока нет договоренности между Министерством жилищно–коммунального хозяйства и Госкомимуществом о том, кому, как и по какой стоимости можно оценивать и приватизировать жилье, крайними остаются квартиросъемщики.


Фото автора.

 

Советская Белоруссия №12 (24395). Среда, 22 января 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter