Еще немного перемен

В школе не хватает учителей–новаторов и директоров–экономистов
О чем говорят нынче на педсоветах? О том, что в школы приходит с каждым годом меньше учеников, что на футбольные мячи и лыжи опять затратили в 2,6 раза меньше, чем на учебные пособия (всего... 84 рубля в расчете на одного ученика), а зданий, требующих капитального ремонта, все те же 18 процентов. По естественным наукам по–прежнему дефицит педагогов, приходится приглашать пенсионеров. А о качестве образования в каждой отдельной школе судят неизменно по количеству выпускников, поступивших в вуз. Ну вот в этом плане как раз порядок — студентов с каждым годом все больше.

Кажется, не так давно любое мало–мальски представительное педагогическое собрание начиналось с вопроса о зарплате. Нынче о ней не услышала ни слова. Значит, уже не актуально? Даже о школьной форме, которую еще в прошлом году ученики и родители воспринимали в штыки, не вспомнили. Пройденный этап. Есть еще одна положительная тенденция: компьютеризацию обсуждают совершенно в ином русле. Не о количестве компьютеров на одного ученика говорят — о том, что всего 42 процента учреждений имеют доступ к Интернету.

Впрочем, главной темой традиционных августовских совещаний, на мой взгляд, стал уровень образованности... самого учителя. Педагогов с высшим образованием — 86 процентов, но высшую категорию имеют всего 6,5 процента. Чего не хватает, чтобы работать качественно? Увлеченности и интереса к своей профессии? Почему сложно найти учителя, который бы использовал в своей работе новые формы и методы обучения и воспитания детей? Возможно, потому, что многие позабыли, что такое обобщение передового педагогического опыта. А реферат, переписанный из педагогической литературы, разве можно считать самообразованием, тем более — методом повышения квалификации?

Смотрят начальники управлений образования на цифры: почти 80 процентов учителей физики имеют высшую категорию, а результатов на предметных олимпиадах у учеников нет. И опять вопрос: кого направить на конкурс «Учитель года»? Где найти творческого предметника?

На педагогической конференции в Слуцке председатель Минского облисполкома Николай Домашкевич пообещал: сумеют учителя области завоевать «Хрустального журавля» — получат в награду автомобили. В Первомайском районе Минска в прошлом году 40 лучших педагогов поощрили поездкой в Киев, и в этом без внимания пообещали не оставить. Хочется верить, награды найдут своих героев...

Кстати, каких педагогов поощрить, кого из детей бесплатно покормить, кого за государственный счет одевать — все это теперь будет решаться не в больших кабинетах, а на местах. В этом году каждая школа получила статус юридического лица, что повысило ее управленческую и финансовую самостоятельность. Теперь это отдельное предприятие. А директор — не только педагог, но и управленец, экономист, который должен умело сочетать педагогическую и финансово–хозяйственную деятельность. Тут даже самообразование не спасет. Хотя школы уже научились зарабатывать деньги. И налог на прибыль платят такой же, как коммерческое предприятие. Если дети собрали металлолом, макулатуру, произвели своими руками какую–то продукцию, продали ее и захотели полученные деньги потратить на школьную мебель или ремонт класса, им сначала придется уплатить с этой суммы 24 процента налога на прибыль и 18 процентов НДС. Сегодня каждая школа должна еще найти средства для получения всех лицензий, в том числе на образовательную деятельность. Так что теперь, вероятно, директору понадобится не только заместитель по учебной и воспитательной работе, но еще по кадрам, по хозяйственной деятельности и штат бухгалтеров, которые будут сводить дебет с кредитом.

Считается, что нет ничего консервативнее, чем школа. Даже проблемы на каждом историческом этапе одни и те же: новые планы, плохие учебники, перегрузка школьников... Но за последние пять лет в этой сфере произошло столько перемен, что, пожалуй, толика консервативности нашему образованию — и самому процессу, и программам, и учебникам — уже бы не помешала.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter