Эра милосердия

Сегодня мало кто из минчан не знает, а въезжающий в столицу с восточного направления вряд ли не обратит внимания на несколько необычный для города комплекс зданий.
Сегодня мало кто из минчан не знает, а въезжающий в столицу с восточного направления вряд ли не обратит внимания на несколько необычный для города комплекс зданий. Вечером, когда включается подсветка, он кажется сказочным дворцом. Это - Дом милосердия.

Вокруг него, особенно среди тех, кто смотрит на Дом издали, ходит немало самых разных суждений, толков, слухов. Опять собирают пожертвования! Еще говорят, что протоиерей отец Федор Повный, нынешний настоятель Всехсвятского прихода, выстроил для себя необыкновенной красоты вотчину...

Он действительно построил этот Дом. С Божьей помощью и с помощью единомышленников. Добавлю лишь, что Дом сей построен отнюдь не для себя.

Что же такое Дом милосердия? Это не храм. Хотя здесь и молятся люди, страждущие Божьего благословения, и здесь детей учат первым Божьим заповедям. Это не больница. Хотя здесь найдут квалифицированную медицинскую помощь люди, страдающие тяжелыми недугами. Это не богадельня, хотя на помощь Дома могут рассчитывать люди, не обладающие толстым кошельком. Это не Дом народного творчества. Но здесь работают очень профессиональные мастерские и школы иконописи.

Дом милосердия в Минске, как сказал Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, это государственно-церковный объект. И именно он впервые совершенно реально показывает, как государство и церковь, не вмешиваясь в дела друг друга, находят точки соприкосновения там, где еще совсем недавно интересы церкви и задачи государства просто пересекались.

Путь к строительству любого дома не может быть усыпан розами - шипов, как правило, на нем встречается гораздо больше. Дом, который начал строить отец Федор, исключением в этом плане не был. Хотя нет, чуточку лукавлю. Если вернуться к самому началу строительства, то было-таки одобрение Свыше. Ведь "солидных" претендентов на замечательное место в районе станции метро "Восток" было предостаточно, и в "Минскпроекте" посоветовали: "Напишите письмо в горисполком, и если Бог любит Вас - место будет вашим". Не прошло и двух недель, как решилось: Дому милосердия на Староборисовском тракте - быть. Правда, глядя сегодня на удивительнейшее строение, трудно поверить в то, что Дом состоялся. Лично мне и шесть, и пять, и даже три года назад стройка казалась просто нескончаемой, а приостанавливалась она вообще три раза!.. Отец Федор не только просиживал с молитвенником в просьбах к Всевышнему (хотя, конечно же, и молился тоже), он активно искал единомышленников в своем городе и за границей, он искал поддержку у простых людей и во власти. И он ее находил! Да простит мне отец Федор, что без его разрешения цитирую, но он не устает повторять: "Слава Богу, что есть в Беларуси такой Президент, есть такой глава православной церкви, которые в самом начале сумели разглядеть истинный смысл Дома. А между тем Президент появился на стройке еще тогда, когда был только небольшой приход и "наметился" зимний сад. Но уже тогда мудрым людям стало ясно, что Дом милосердия - тот реальный проект, когда государство и церковь могут показать пример доброго и полезного, созидательного сотрудничества".

Итак, знакомьтесь - отец Федор. Его путь к добру и милосердию начался, когда Белорусская православная церковь помогала организовывать оздоровление чернобыльских детей в Германии. Вот тогда-то и родилась мысль: а почему бы в самой Беларуси не организовать такое конкретное дело?.. Время шло - идея "наполнялась"...

- Отец Федор, за вашими планами в отношении Дома милосердия просто не угнаться. Мне интересно: как вы сами изменились за это время?

- Волос стало намного меньше, седины побольше да морщин прибавилось. Правда, прибавился и такой опыт... Больше всего меня радует то, что очень многие серьезные люди, бизнесмены в том числе, признаются: после посещения вашего объекта мы поверили, что у нашей страны есть будущее! А ведь ох как многие стояли раньше в стороне да наблюдали: получится ли? А у нас получилось! Быть может, не было бы у нас Президента, которому до всего есть дело, не было бы "связки" между верхом-низом - и не построился бы Дом милосердия таким, каким видят его сегодня люди. Пусть прозвучит не совсем скромно, но я тоже кое-чему научился у Главы государства и мне тоже до очень многих вещей есть дело. По крайней мере, мелочей в строительстве для меня не было. Более того, после посещения Президента мы решили "переосмыслить" многое, решили строить Дом, на который можно равняться и в социальном смысле, и в реабилитационном, и в учебно-методическом, и в религиозном! Чтобы не где-то там, за рубежом, а в родной Беларуси появилось место, которым бы хотелось гордиться!

- 19 мая состоялось торжественное открытие Дома милосердия, которое почтили своим присутствием многие высокие гости. Время прошло - стало быть, и некие итоги работы можно подводить?

- Список всех недоделок уже после торжественного освящения Дома милосердия уместился на 27 листах. И это не потому, что я такой придирчивый, - просто я не имею права принять сюда ни одного пациента, пока хоть что-то, не будет соответствовать требованиям медицинско-санитарных служб.

- Но я так понимаю, что Дом милосердия "не законсервирован"?

- Регулярные богослужения идут, работают 11 классов воскресной школы, у нас есть замечательный хор мальчиков, работают швейная, иконописная мастерские, наконец работает наша трапезная, в которой мы сегодня бесплатно кормим всех, кто помогает в обустройстве Дома, и которая в перспективе готова обеспечивать горячими обедами многие объекты города. Установлено медицинское оборудование. Сейчас идет процесс реального "наполнения" каждой из служб Дома милосердия. Поймите - прежде чем к нам попадет на реабилитацию человек, должна быть полностью обкатана "модель" пребывания его здесь.

- То есть вы, отец Федор, в который раз утверждаете: Дом милосердия - не богадельня, не дом престарелых, а активно развивающийся проект?

- Наш Дом все время будет совершать... маленькие революции. Мы всегда будем впереди своего времени лет на 10... Когда-то московский мэр, когда я просил его поддержать хоть десятиной нужной мне суммы, не поверил и части наших планов...

- И денег, стало быть, не дал...

- Не дал. Но вот проходили Дни Москвы в Беларуси, и Юрий Михайлович, поглядев на Дом, признался: не прав оказался. Теперь, мол, во все поверю. И подарок хороший оставил... Так вот насчет "революций". Думали ли мы, что, получив в подарок от Патриарха великолепный стоматологический кабинет, получим предложение проводить на базе Дома милосердия специализированные семинары стоматологов? А уже есть не только это предложение - нам предлагают постоянно размещать выставку-ярмарку уникального диагностического оборудования...

- Быть может, свой следующий вопрос мне и не стоило задавать, и все-таки... Строительство Дома завершалось, а средств не хватало, и от имени Минского горисполкома пошли в коммерческие структуры письма с "пожеланиями" помочь Дому милосердия. И, как оказалось, некоторых это очень возмутило...

- Я не сторонник принудительных мер по отношению к милосердию. Но очень уважаемый мной мэр Минска ответил мне на это так: просил в данном случае не отец Федор, а горисполком - на завершение строительства не храма, а конкретного социального объекта. И было делом совести каждого сделать свой выбор... Знаете, уже по завершении строительства ко мне не раз подходили минские бизнесмены и говорили: "А знаете, мы были против. Но смотрим сейчас на Дом милосердия совсем другими глазами. Теперь дали бы гораздо больше". Ответ? Ответ. А я, между прочим, собираюсь в нашем холле сделать таблички с названиями фирм, внесших хоть какой-либо вклад в строительство. И дай Бог, чтобы эти самые люди приходили к нам только на экскурсии, а не с проблемами здоровья.

- Дом милосердия и сегодня готов принимать пожертвования?

- Разумеется. Только мы нуждаемся в самом лучшем - если касаться медицины, то в тех же последних швейцарских разработках, каковые мы, к примеру, уже имеем в отношении слабослышащих людей... Между прочим, добро и милосердие заразительны. Так случилось, что после перепроектирования Дома милосердия мы решили сделать отапливаемые полы. "Это же дорогущее удовольствие", - говорили нам. Съездил в Германию, поговорил с хозяевами предприятия - и цена для Дома милосердия была баснословно снижена. (Какая нам теперь экономия!) А у тех немцев свои друзья - и уже они, проникшись идеей Дома, почти даром продали нам такую нужную медь... Еще примеры? Один российский генерал крестил недавно у нас внука и решил оборудовать целую палату за свой счет: в память о крещении внука... А российская компания "Мир вашему дому" вообще передала в дар Дому милосердия великолепный детский городок, причем стоимостью весьма приличной. Для детей - радость, для родителей - благо, для меня - свидетельство милости Божьей.

- Под крышей Дома милосердия "поселился" и Институт радиационной безопасности. И, как я понимаю, уже сегодня каждый может узнать, сколько же цезия-137 в организме, а получив неблагоприятные результаты, и подлечиться с помощью уникального напитка "Витапект-2". Это тоже своего рода революционный шаг для вас, и о нем нужно говорить шире, чем в рамках нашего разговора. Спрошу о том, что волнует многих: кто же все-таки станет пациентом уникального на территории СНГ Дома милосердия? Не поселятся ли в комфортабельнейших палатах сплошь обеспеченные люди?

- Я ни на йоту не отступил от своей первоначальной цели. Дом милосердия непременно станет настоящим храмом доброты и душевного тепла. Здесь будут проходить реабилитацию и находить помощь те, кто истинно в ней нуждается. Вот сейчас уже готовится приехать к нам мальчик из Орши, которому по несчастью оторвало руки и ноги. В Беларуси нет реабилитационной программы помощи таким инвалидам, а в Европе - есть. В Потсдаме уже нашлись врачи, сами оборудовали специальную палату для этого подростка, и именно его у нас будут обучать самым разным программам, обращению с Интернетом. Он получит реальный интерес к жизни, а главное - будет потом востребован как учитель для таких же обездоленных.

Я так полагаю, что это одна из реальных программ, ради которой мне стоит жить и работать по 12 часов в сутки. Кстати, немецкие коллеги хотят именно через наш Дом милосердия реализовывать и финансировать свои программы. Заметьте - именно через центр, где к потерпевшему человеку относятся на равных. И где оказывается очень "точечная" помощь... В самых ближайших планах и работа с детьми из чернобыльских районов, которых мы хотим на базе Дома милосердия оздоравливать. То же стоматологическое оборудование - за счет одного обеспеченного человека Дом сможет помочь четырем-пяти неимущим людям. Поверьте, это не пустые слова - целая компетентная комиссия в том же уважаемом мною горисполкоме будет решать, кто больше нуждается в помощи и в какой.

Дом милосердия - живой, реальный Дом. И дела у него должны быть реальные, живые.

- А что за царская палата у отца Федора в Доме милосердия? Не мой вопрос - слухи...

- Дом милосердия действительно построен. Но у отца Федора здесь не было и не будет даже рабочего кабинета. Не хочу, чтобы кто-то упрекнул, что для себя построил. Есть скромная общая комната для всего духовенства... А у меня так и остался маленький кабинет в том домике, с которого все когда-то начиналось... Что же касается слухов, наверное, речь идет о третьем этаже, который по первоначальному проекту был забит трубами и был чисто техническим. Но нам удалось сделать этот этаж жилым. Сейчас там располагается несколько действительно комфортабельных номеров, которые мы с пользой используем для церкви, для города, для государства. Повторюсь - с пользой.

- Человек вы, отец Федор, неугомонный. Вот вовсю заработает Дом милосердия, и новая идея, думаю, овладеет вами - строительство храма на улице Калиновского. В наше такое сложное время, когда недостроены многие столь важные для страны объекты, когда в стране вообще не хватает денег, разумно ли браться вам за его возведение? Пусть прозвучит это высокопарно, но свой Дом-Храм в жизни вы-то построили...

- Процесс созидания - самый счастливый, потом, спустя время, человек вспоминает о нем как о самом лучшем, что было в его жизни. Строительство Дома милосердия словно подпитало меня энергетикой. И силы, поверьте, есть...

А храм в честь всех святых, всех безвинно убиенных - как наше покаяние - обязательно будет в Минске. Вопрос в ином: церковь (пусть маленькая, простенькая, деревянная) должна быть в каждом селении, городке открыта с утра до вечера, и с утра до вечера человека там должны услышать, быть к нему милосердны.

Храм же в честь всех святых, всех безвинно убиенных должен стать национальной святыней - как покаяние каждого из нас. И он - с помощью Божьей - будет! Забвение истории - оно очень опасно...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter