Эпатаж дороже денег?

Жюри осталось к «трупу» равнодушным
Жюри осталось к «трупу» равнодушным

Витебский конкурс–выставка «Арт–сессия» — это шок. Первое, что видишь еще на входе, — труп человека с дымящейся сигаретой в руке. Студенты БГУ Юрий Скороход и Андрей Кастрючин выставили в холле КДЦ «Витебск» муляж человеческого трупа, уложили его в гроб — легкими наружу, почерневшими от сигаретного дыма. На гробу написали Memento mori — вот вам и современное искусство, перформанс в лучшем виде. Жюри осталось к «трупу» равнодушным, я, признаться, тоже. Хотя послание «Курить вредно!» и будет актуальным во все времена, от молодых художников хотелось бы более убедительных марш–бросков в терновые заросли авангарда.

Два дня в холлах витебского дворца студенты из разных стран демонстрировали свои достижения в искусстве: живописные холсты в духе академизма соседствовали здесь с абстрактными произведениями, инсталляциями, фотографиями, объектами... Кому, как не молодым, определять дальнейшие пути развития современного искусства? Возможно, сегодня арт–объекты студентов выглядят экспериментом и поиском, а завтра, не исключено, будут внесены в анналы изобразительного искусства.

Все 166 студентов — участников «Арт–сессии’2007», разумеется, убеждены в собственной уникальности. Хотя, на мой взгляд, белорусы самовыражаются в искусстве скромнее, чем их латышские коллеги. Имена лауреатов конкурса–выставки подтверждают наблюдение: четверо из семи призеров — студенты Латвийской академии художеств. Причем из года в год картина повторяется: пока наши студенты экспериментируют с формой, ведут пластический и абстрактный поиск, латыши штудируют основу основ — рисунок и привозят на конкурс высочайшего уровня литографию, скульптуру и живопись. Лауреат нынешнего года Булат Раткевич представил изысканную по композиции литографию «Домик в лесу», она, словно бы японская хокку, решена тремя мазками, но сколько экспрессии в ней, сколько чувства. Понятно, для участия в белорусской выставке латыши выбирают работы самого высокого уровня, профессура Латвийской академии художеств ревностно отбирает на конкурс произведения самых мастеровитых студентов. А вот преподаватели белорусских вузов отчего–то к «Арт–сессии» относятся с прохладцей, не помогают своим воспитанникам определиться с экспозицией. И молодые люди отдают предпочтение эпатажу.

Юные наши художники вместо вдумчивой работы карандашом и кистью все больше экспериментируют. Тут и «мебель из картона» — работа Алеси Русаковой «Профанация кресла», и акция Наталии Добровольской «Марионетки судьбы» — живые мальчик и девочка, связанные одной лентой, фотоколлаж Алексея Усовича «Живой город»... Странные объекты молодых дизайнеров, вроде куклы в железной клетке, наводят на грустные мысли о моральной и духовной пустоте, материальной зависимости. И откуда только это упадничество?

Сегодня кажется, что дизайн был всегда. Хотя такая его разновидность, как мультимедиа–арт (веб–сайты и личные веб–страницы), возникла относительно недавно. С появлением Интернета в нашей жизни появился и спрос на соответствующую профессию. В «Арт–сессии» лауреатом компьютерной номинации стал Дмитрий Дудко с мультимедиа–проектом «Куда идешь?». Может так статься, веб–дизайн вскоре станет одним из самых адекватных способов самовыражения для художников. Как сказал преподаватель художественно–графического факультета ВГУ Сергей Сотников: «Наши студенты считают, что Европу хорошей живописью не удивишь, и стараются искать новые пути самовыражения, в том числе и в компьютерной графике, чтобы обеспечить себя работой».

Естественно, Шагалы и Малевичи каждый год не рождаются. Чтобы стать живописцем, нужен колоссальный опыт работы и определенное усердие, не говоря уже о таланте. А вот молодому дизайнеру, возможно, будет легче вписать себя в историю искусства — на основании первопроходца жанра.

Фото БЕЛТА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter