"Эмиграция" под своды старины

Еще два года назад Владимир Богданов, как любой фотолюбитель, щелкал фотоаппаратом совершенно бессистемно.
Еще два года назад Владимир Богданов, как любой фотолюбитель, щелкал фотоаппаратом совершенно бессистемно. Пока однажды вдруг не осознал, что живем-то мы в период рубежный и ничто так не хранит память о минувшем тысячелетии, как древние замки. Вообще архитектура, по мнению Владимира, - это своеобразный исторический справочник, к тому же судьба старинных зданий так драматична, а часто и трагична, что ему стало ясно: сохранить их хотя бы на фотопленке - его гражданский долг. Так началась "эмиграция" под своды старины Владимира Богданова.

Выяснилось, что каменных и деревянных свидетелей истории у нас не так уж мало, и мнение о том, что Беларусь - выжженный войнами и прочими коллизиями край - не более чем безосновательный стереотип. В архитектуре, кстати, принято считать, что пока здание не утратило фундамент, оно сохраняет свою аутентичную ценность. "Драгоценных" руин у нас действительно много. Но, проведя собственную ревизию энциклопедий и архитектурных справочников и сверив их с реальным положением дел, фотоисследователь Богданов пришел к выводу, что время и людское безразличие к прошлому внесли свои коррективы и подобная литература не дает правдивой информации. Кое-где на месте якобы реальных памятников культуры в действительности не осталось уже и фундамента...

Поначалу цели у Владимира были преимущественно художественные - снять как можно больше убедительных "портретов" замков и составить "коллективный портрет" не только прошлого, но и настоящего. Но постепенно он всерьез стал задумываться о том, как пробудить в соотечественниках настолько большой интерес к этой теме, чтобы спровоцировать конкретные действия. И в конце концов всем миром заняться если не реставрацией, то хотя бы консервацией древних стен. "Нам есть что показать и есть чем гордиться", - убежден Владимир.

Например, мы можем гордиться своей уникальной готикой. Люди неосведомленные полагают, что готика - явление западное, до нас попросту не дошедшее. В России действительно ничего подобного нет. В Беларуси же прекрасно сохранились несколько десятков классических готических костелов, к тому же только у нас и больше нигде можно встретить невероятные образчики так называемой "православной готики". Кроме того, на территории нашей страны оставили след множество европейских мастеров, пытавшихся соединить архитектурные традиции своих стран с древним белорусским зодчеством. В плане архитектуры мы по-своему уникальны - и это не пустые слова.

Ко всему прочему, история каждого замка - роскошный материал для литераторов и киносценаристов. Бездна сюжетов! Взять хотя бы любимое место Владимира Богданова - деревню Пустынки на Могилевщине. Самой деревни уже давно нет, но сохранилось целых 11 исторических зданий, некоторые из них - 600-летнего возраста! Первую церковь здесь возвел родственник Витовта князь Лугвен в 1380 году после того, как прозрел, умывшись из местной кринички. Позже появились монастырь, духовная семинария, до революции в Пустынках было несколько школ, типография... Потом в здании монастыря устроили детский дом, который во время войны не успели эвакуировать. Но произошло невероятное - захватив деревню, немцы взяли детей на свое обеспечение, и за всю войну в Пустынках не погиб ни один ребенок и ни одно здание не было разрушено. Не зря у окрестного населения это место считается заговоренным, и к криничке наведываются до сих пор, надеясь на чудо. И, говорят, чудеса происходят...

Фотографий замков, церквей и крепостей у Владимира Богданова скопилось уже на несколько фотоальбомов. Но для полноценной книги о неизвестной многим Беларуси этого, по его мнению, еще недостаточно. Фотоисследование прошлого продолжается.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter