Как современные технологии влияют на количество больных перед кабинетами?

Электронный рецепт для очереди

В зимний сезон количество кашляющих и чихающих традиционно увеличивается, да и нынешняя декабрьская погода тоже не добавляет здоровья. Готовы ли минские поликлиники к наплыву пациентов, меняются ли подходы к регулированию очередей и как современные технологии влияют на количество больных перед кабинетами? Чтобы ответить на эти вопросы, в пятницу, в один из самых напряженных для врачей дней, отправляемся в поликлиники — обычную и «элек-тронную».

Пациенты ждут: когда каждая поликлиника похвастается электронной очередью?
Фото Виталия ГИЛЯ


Разговоры у парадного подъезда к терапевту


Популярная шутка: девушка в очереди к терапевту может дождаться парня из армии. Устроим небольшой эксперимент. Наша задача — в указанное в талоне время попасть к терапевту.

На часах 9.00. Вместе с Еленой Синюк идем в 32-ю поликлинику Минска, которая обслуживает 60 тысяч человек. В смену на прием к специалистам приходит более тысячи человек. Здесь нет электронных очередей, но талон к специалисту можно заказать по телефону, через интернет и традиционно — в окошке регистратора. Талончик Елена Синюк забронировала еще со вчерашнего вечера. В 9.30 ей надо быть у врача.

«По поликлиникам ходить не люблю, — Елена достает из сумочки носовой платок. — Но тут конкретно прихватило — высокая температура, кашель, насморк. Нужен больничный. Мне нравится, как организована работа в частных центрах. Записался, пришел к указанному времени — никаких томлений и мук в очередях».

Возле регистратуры людей немного. Пока Елена снимает пальто, замечает: «Обычно в понедельник — пятницу людей много, но сейчас, видите, всего три человека». Заходим во второе терапевтическое отделение. Здесь работает шесть кабинетов. Визуально — человек тридцать, но каждый сидит возле «своего» кабинета. Пять терапевтов принимают по талонам, один, дежурный, по живой очереди. Возле кабинета с дежурным терапевтом по-настоящему жарко: «Кто последний?», «Мужчина, я уже здесь давно стою», «Я только спросить»... Двое молодых людей с красными от насморка носами пытаются шутками снять напряжение: «Кто хочет без очереди попасть к доктору, может и в реанимации оказаться — народ нынче без любезностей». Возле остальных дверей с надписью «терапевт» спокойно. 

Из кабинета выбегает женщина лет тридцати пяти. Интересуюсь у нее, долго ли она простояла перед кабинетом: «Нет, буквально за пять минут управилась. Очень оперативно. Хотя была здесь два года назад и простояла около двух часов. Раз на раз не приходится. Много пенсионеров приходит. Для них это возможность пообщаться. Пока к врачу попадут, обсудят все — от рецептов до ток-шоу».

Присаживаемся с Еленой на скамейку возле бабушки в белой ажурной кофте. Женщина нетерпеливо поглядывает на часы, охает: «Девушка по срочному талону зашла — подозрение на аппендицит». Из-за этой девушки, видимо, и произошел сбой программы. Елена Синюк в результате попала к врачу только через 30 минут: «Знаете, считаю, это не критично. Полчаса можно и подождать. Но вот подруга с периферии рассказала, как она вместе с ребенком простояла в очереди три часа. Причем доктор постоянно выходил из кабинета».

Пациенты, сидя в очереди, обычно высказывают много мнений по поводу того, как уменьшить вереницы людей перед кабинетами. А что думают врачи? Отправляемся на беседу к главному врачу 32-й поликлиники Валентине Чупик. Валентина Николаевна признается: для любого учреждения здравоохранения очереди — больной вопрос. Но специалист считает, что вводить фиксированную плату за визит не стоит, зато регулирование по количеству посещений не помешало бы. Сегодня человек может прийти бесконечное количество раз к специалисту. Нагрузка на поликлиники высокая. Один терапевт принимает в смену до 20 человек. В зимнее время эта цифра увеличивается в 2—4 раза. Всего в поликлинике работает четыре терапевтических отделения. Два отделения принимают в одну смену, два — во вторую. Всего 27 терапевтов.

Альтернатива ожиданию возле кабинета. Два касания — и ты на приеме.
Фото Сергея ЛОЗЮКА

Валентина Чупик перечисляет, какими способами регулируются потоки людей в современной поликлинике: «Анкетируем людей, анализируем вопросы доступности, подстраиваемся под ситуацию. Например, регулируем продолжительность приема по часам в зависимости от дня недели, количества больных и даже от поры года. Пик больных традиционно приходится на понедельник и пятницу, а также в утренние часы — с восьми до девяти, и вечерние — с восемнадцати до девятнадцати. В нашу поликлинику можно попасть с семи утра до восьми вечера, то есть у человека есть возможность не в ущерб работе заняться своим здоровьем. Видите, сегодня только в одном терапевтическом отделении принимали 6 врачей. Для удобства можно заказать талон разными способами без ограничения по срокам. Скажем, хотите забронировать талончик через три месяца — пожалуйста. Но если человек пришел, что называется, день в день — его направят к дежурному специалисту. Но в этом случае в очереди придется провести больше времени. В идеале это не должно занимать больше часа. Если же происходят какие-то накладки, медсестра регулирует поток пациентов. Обычно больных перенаправляют к заведующим отделениями».

Сегодня все больше говорят об электронных поликлиниках, но есть ли технические ноу-хау в рядовых поликлиниках? Валентина Чупик щелкает мышкой, и на экране компьютера появляется внушительный список: «Мы проводим консультацию по интернету. Каждый день получаем десятки вопросов. По нормативам надо дать ответ за пять дней, но стараемся управиться за один-два. Кроме этого по субботам и в будние дни в определенные часы можно получить консультацию по скайпу. В ближайшее время в поликлинике должна появиться электронная очередь в лабораторной службе».

Иногда кажется, вопросы на тему, как ликвидировать в поликлиниках очереди, переходят в разряд риторических. Предложений много — от платы за визит до введения ограниченного стандарта на посещение. Но пока возле кабинетов терапевтов многолюдно, согласитесь, надо принимать конкретные решения.

azanovich@sb.by

Бесконфликтная и удобная очередь


К минской поликлинике № 39 прочно приклеилось название «электронная». Электронные регистратура, очередь и рецепт – все эти новинки должны сыграть на руку пациенту, сводя его пребывание в поликлинике к минимуму, а заодно и экономить время врача. Но оправдывает ли умная начинка медучреждения надежды и пациентов и врачей? В этом разбиралась корреспондент «Р».

Поднимаюсь в терапевтическое отделение на третьем этаже. В коридоре человек десять. Много это или нет? Если к одному терапевту, то очередь перед кабинетом приличная. Если к шести, как здесь, то, считай, пусто. Тридцатилетний Николай показывает талончик на 10.00, на прием попал в 10.07.

Таких терминалов в медучреждениях пока единицы
Фото Сергея ЛОЗЮКА

Позже узнаю, что час пик у терапевта здесь с 18.00 до 19.00. На сегодняшнюю немногочисленную очередь, скорее всего, повлияли предстоящие выходные, во время которых с легкой простудой можно отлежаться дома. Или это заслуга электронной очереди? Не думаю. Ведь по ней на прием к терапевту, впрочем, как и к любому другому специалисту, записаться невозможно. Сделать это можно в так называемом инфокиоске — электронной регистратуре. И то аппарат поможет лишь самостоятельно заказать талончик к врачу в любое удобное время. По сути, это та же регистратура, только без участия сотрудника поликилиники. 

Электронная очередь в чистом виде здесь установлена в клинико-диагностическую  лабораторию. Терминал зеленого цвета, как в банке, установлен на первом этаже. К нему и направляемся вместе с Татьяной, ей нужно сдать общий анализ крови. На экране – два значка: «Анализ крови (взр)» и «Анализ крови (дет)». Женщина кликает на взрослый, затем — на значок «получить талон по льготной очереди». Татьяна многодетная мать и имеет право на обслуживание в первую очередь. Так же как и ветераны Великой Отечественной войны, участники ликвидации на ЧАЭС, почетные доноры, инвалиды 1, 2-й группы, многодетные родители и беременные женщины. Терминал выдает талон с номером 90. Перед нами один человек. Две минуты — и готово. Удобно: никакой суеты, толкотни и вопросов, кто, когда и за кем занимал.

Такой же терминал есть и на третьем этаже. В нем можно взять талончики в доврачебный и процедурный кабинеты, кабинет функциональной диагностики. Получается, сделать укол, снять электрокардиограмму или взять выписку из амбулаторной карты здесь можно без лишней нервотрепки и выяснения отношений в очереди. Талон из терминала пригодится и при экстренной помощи. А вот «привязывать» электронную очередь к работе терапевта нет смысла, уверена главный врач поликлиники Ольга Есманчик. И уточняет: пока с этим справляются классические методы, терминалы же упорядочивают людские потоки в других направлениях.

Фото Юрия МОЗОЛЕВСКОГО

Так помогают ли электронные новинки при работе? Несомненно, не скрывает Ольга Есманчик. Медработник занимается своими непосредственными обязанностями, а людской поток распределяет программное обеспечение. Это экономит время самого сотрудника, ускоряет прохождение очереди. Пациенты на новинки тоже не жалуются: они теперь не спорят, у кого самочувствие хуже, кто раньше пришел или у кого льгот больше. Против техники, как говорится, не пойдешь. 

Преимущества электронной очереди очевидны — быстро, удобно и без конфликтов. Жаль, что эти плюсы пока могут оценить только пациенты всего нескольких поликлиник в Минске. Неплохо, чтобы электронную очередь внедрили и в других медучреждениях. А еще лучше, если по такому принципу можно будет заказывать талоны к любому специалисту.

misnik@sb.by

Прямая речь

Семен ПОЛЯКОВ, заведующий отделом организационно-методического и системно-технического сопровождения информатизации здравоохранения Республиканского научно-практического центра медицинских технологий, информатизации, управления и экономики здравоохранения:

— Во многих сферах мы наблюдаем, как компьютеризация облегчает жизнь. В электронном здравоохранении надо выделить несколько направлений. Первая и ресурсоемкая задача — компьютеризация медицинских учреждений. Сейчас идет процесс перевода всей учетной документации, которая используется в системе здравоохранения, в электронный вид. Амбулаторную карту и историю болезни необходимо заменить электронным аналогом. В идеале всем врачам и медсестрам нужно поставить на рабочее место компьютер, возможно, планшет. Надо, чтобы был инструмент для формирования и затем эффективного использования информации. Далее необходимо объединить все организации здравоохранения путем единой сети. Либо через интернет, либо через закрытую корпоративную сеть. Важно при этом провести мероприятия по защите информации. Должны быть мощные центры обработки данных.

Не могу не выделить телемедицину, когда у врача появляется возможность удаленного консультирования. Доктора могут посоветоваться с коллегами на разных уровнях. Развиваются различные информационные ресурсы по здоровью и веб-сайты. 

В поликлиниках стали обкатывать автоматизированную информационную систему «Электронный рецепт». Пока эксперимент проходит на базе 19, 29, 34, 39-й поликлиник, а также аптек государственной аптечной сети РУП «Белфармация». В следующем году в поликлиниках будут появляться электронные карточки медицинского обслуживания. На них не будет храниться история болезни пациента. Карта — это ключ доступа к информации. Все данные находятся на серверах. С помощью карты можно включиться в базу рецептов. На деле это выглядит так. Пластиковые карточки лежат стопкой в регистратуре. Они обезличены, но каждая имеет штрих-код. Когда пациент готов получить эту карточку, регистратор вызывает его электронное досье — амбулаторную карту. Считывает штрих-код с карточки и присваивает его амбулаторной карте. Дальше на пластиковую карточку вписываются рукой его фамилия, имя и отчество, и она выдается в пользование пациенту. Бесплатно. Санкций за утерю пока нет. Выдадут новую. Получатель расписывается в том, что согласен, чтобы его информация передавалась в информационное хранилище. В аптеке карточку считывают при помощи специального устройства, и на экране появляется выписанный рецепт. Так работают во всем мире. У нас пока выписано более 5 тысяч электронных карточек. По ним оформлено почти 6 тысяч электронных рецептов. Почти 5 тысяч льготных. Но отоварено лишь около 600 электронных рецептов. Сейчас, чтобы не создавать сложностей, людям выдают одновременно и бумажный рецепт. Прорабатывается вопрос по электронной подписи, к которой будет прилагаться сертификат. 

Внедряется система электронной очереди. Для нее разрабатывается справочник льгот. Терминал учтет информацию, и пациента-льготника будут приглашать на прием вне очереди.

В Минске скоро можно будет говорить о завершении компьютеризации в медучреждениях. А в регионах хорошо если программа выполнена на 50 процентов.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter